Линки доступности

Контроль над вооружениями: быть или не быть?


Российские эксперты – о перспективах предложений Путина Трампу

МОСКВА – Выдвинутые президентом Владимиром Путиным предложения американской стороне в области контроля над вооружениями весьма своевременны и актуальны, полагают опрошенные Русской службой «Голоса Америки» эксперты. Вместе с тем они разошлись в подходах по отношению к реализации повестки дня в данной сфере.

Напомним, об инициативе президента РФ сообщил портал Politico, который утверждает, что в его распоряжение попал российский документ под названием «Диалог по вопросу контроля над вооружениями», который якобы содержит предложения, переданные Путиным президенту США Дональду Трампу во время их встречи в Хельсинки.

Как отмечает издание, среди предложений значится продление на пять лет действия договора СНВ-III, который был подписан президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой в 2010 году и срок действия которого истекает в 2021 году.

Politico указывает, что Москва также предложила подтвердить приверженность Договору о ликвидации ракет средней и малой дальности.

В документе также отмечается необходимость заключения нового договора о космосе, который запрещал бы обеим странам «выводить оружие на орбиту Земли», указывает Politico.

Директор Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, академик Алексей Арбатов в интервью Русской службе «Голоса Америки» заметил, что если сообщения СМИ о предложениях американскому лидеру со стороны российского президента верны, то это хороший знак. На его взгляд, пора всерьез браться за тему контроля над вооружениями.

«Тем более, что отличие от других проблем – таких, как Украина, Сирия – здесь вопрос имеет, в основном, двусторонний характер, – добавил он. – И при наличии доброй воли можно достаточно быстро заключить новое соглашение и спасти распадающийся режим контроля над ядерным оружием. Так что это очень правильная инициатива».

Что касается модальности предложений, то, по мнению академика, продлить текущий договор СНВ, с одной стороны, было бы совсем неплохо.

«Но поскольку до его истечения остается еще три года, за это время можно было бы попытаться заключить новый договор, выйдя с какими-то серьезными предложениями, особенно с учетом появления новейших систем оружия, которые не подпадают под действие нынешнего договора СНВ: таких, как гиперзвуковые системы вооружений и так далее», – уточнил он.

В соответствии с договором СНВ-3 стороны ограничены лимитом: у них должно быть не более 1550 боезарядов на стратегических носителях, а число самих носителей (межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиков) не должно превышать 700. По мнению ряда специалистов, что Россия не может поддерживать свой потенциал на сегодняшнем уровне: 527 носителей, на которых находятся 1444 боезаряда. Проблема объясняется банально: у большей части стратегических вооружений РФ предусмотренный гарантией срок эксплуатации либо давно закончился, либо близок к окончанию.

Вместе с тем Алексей Арбатов считает, что из сообщений СМИ не видно, были ли конкретные предложения, связанные со спасение Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД). Он выразил надежду, что такие предложения все-таки были, потому, что, на его взгляд, это самая острая и неотложная проблема.

«Если договор развалится в ближайшее время, если с него, скажем, выйдут США, как это уже запрограммировано резолюциями Конгресса, то никаких перспектив достижения значимых договоренностей (в сфере контроля над вооружениями) в течение долгого времени не останется. Ни продления СНВ, ни тем более заключения каких-то сложных новых соглашений по космосу достичь будет нельзя», – резюмировал академик.

Он думает, что это самая главная и самая срочная мера, которую необходимо предпринять.

В свою очередь, директор Института политического и военного анализа (ИПВА) Александр Шаравин считает продление срока действия СНВ самым актуальным и оптимальным на сегодня вариантом.

«Потому что разработать сейчас новый договор сложно, поскольку для этого нет ни времени, ни специалистов, – пояснил. – Поэтому единственный разумный вариант – продлить действие СНВ еще на 5 лет. Это хорошее предложение, на мой взгляд, и я бы его поддержал обязательно».

С точки зрения военного аналитика, расширять и дополнять содержание договора можно будет позже: «Сначала надо продлить действие документа, а потом уже работать над его совершенствованием. Сроки договора уже скоро заканчиваются и, если не дай бог, его не удастся продлить, то ситуация резко ухудшится. Чем меньше прозрачности, чем меньше мы предсказуемы, тем хуже для общей обстановки. За последние годы мы это наблюдаем в разных сферах обычных вооружений, а в политической сфере – в двойном размере».

Поэтому надо направлять все силы для того, чтобы продлить действие договора, настаивает директор ИПВА. Что до договора РСМД, то, по его оценке, горячие головы, негативно относящиеся к нему, есть по обе стороны океана: «Одни считают, что он им мешает, связывает руки. Другие говорят, что договор хороший, но надо, чтобы к нему присоединились Китай и другие страны. Это было бы хорошо, но кто может заставить китайцев присоединиться к договору? А желания сделать это добровольно у них не заметно».

Поэтому РСМД тоже надо пролонгировать, уверен Александр Шаравин.

«По нему, конечно, можно вести работу. Россия и США заинтересованы, чтобы другие страны к нему присоединились. Ведь у тех же китайцев ракеты средней и меньшей дальности по отношения к нам в действительности являются стратегическими, если они будут размещены вдоль границы. Так что договор ни в коем случае не стоит разрывать», – заключил он.

XS
SM
MD
LG