Линки доступности

Односельчане Магомеда Евлоева не увидели его на видео с Доку Умаровым


Иса Цечоев
Иса Цечоев

«Нет, я не подтверждаю, что это он на видео. Мы не верим, что этот взрыв сделал Магомед», – сказал «Голосу Америки» глава администрации села Али-Юрт Идрис Ганижев. Отметив одновременно, что телефоны всех родных Магомеда Евлоева заблокированы из-за продолжающегося следствия, а сам он больше никакой информацией не располагает.

Напомним, что по делу о теракте в аэропорту "Домодедово" были арестованы три человека: брат и сестра Магомеда Евлоева,подозреваемого в совершении взрыва, и его односельчанин.

На протяжении последних двух недель односельчане арестованных с опаской относятся к любым телефонным звонкам и к незнакомым лицам.

«Страх людей понятен, любой уязвим перед опасностью быть заклейменным», – так охарактеризовал их настроение известный ингушский блогер и адвокат Калой Ахильгов, до конца 2010 года – руководитель пресс-службы главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова.

Уверенность али-юртовцев в непричастности их односельчан к теракту в Ингушетии разделяют не все. Ингушский журналист Зураб Мархиев, как и Калой Ахильгов сказали «Голосу Америки», что у них нет никаких сомнений в том, что в «Домодедово» взорвался их земляк.

Святыня в горах

Али-Юрт – одно из старейших сел в Ингушетии. Здесь расположено святое для ингушей место – древнее городище «Мурат-Боарз». С лесистого горного плато, на котором расположен Али-Юрт, хорошо просматривается Владикавказская равнина и долина реки Сунжа. В маленькой республике расстояния относительны – Али-Юрт расположен всего в трех километрах от столицы Ингушетии города Магас и в то же время – почти на границе с Чечней.

Али-Юрт известен и как родина ингушского религиозного деятеля Исы Цечоева. До середины 2009 года Цечоев был имамом Нижней мечети в Али-Юрте, которую он построил на свои средства. На проповеди имама в Нижнюю мечеть в Али-Юрте приезжали юноши из всех концов республики и из других регионов. Предполагаемый смертник из «Домодедово» Магомед Евлоев был одним из тех, кто ходил в Нижнюю мечеть.

Иса Цечоев и джихад в Ингушетии

О Цечоеве в Ингушетии можно услышать диаметрально противоположные мнения. Согласно официальной точке зрения, это «человек, принесший в республику ваххабизм, вербовщик боевиков, экстремист, арабский шпион». Старшее поколение, как и официальное духовенство, склонно верить официальным оценкам и разделяет тревогу о причастности али-юртского имама к массовому уходу молодежи в лес.

В тоже время Исой Цечоевым были недовольны и участники вооруженного подполья. «Цечоев много раз получал угрозы от боевиков, которые на него злились за призывы к миру. А его слово было очень важно, потому что молодые ему верят, – сказал «Голосу Америки» ингушский журналист Зураб Мархиев, – боевики хотели, чтобы он влился в их ряды и даже возглавил их борьбу».

«Ислам, который проповедовал Иса Цечоев – традиционный, но необычный для Ингушетии, привыкшей к постсоциалистической полуобрядовой форме ислама. Цечоев – ученый, и его ислам чище, чем тот, который до этого знали в Ингушетии, это настораживало людей», – подчеркнул Калой Ахильгов. Он рассказал, что будучи руководителем пресс-службы главы Ингушетии присутствовал на собрании духовных лидеров республики, посвященном уходу молодежи к боевикам.

«Тогда на Ису Цечоева многие начали нападать, обвиняя его в пособничестве боевикам и в радикализации молодежи, – вспоминает Ахильгов. – Но Иса всех заставил замолчать, заявив, что все обвинения о причастности к уходу молодежи в лес – пустые, так как он не считает войну на Кавказе джихадом, а значит, не может призывать молодых вступать в ряды джихадистов».

Шейх и его учение

В 1995 году Иса Цечоев открыл Исламский институт в городе Малгобеке, где бесплатно обучал молодежь и детей основам религии и арабскому языку. В 1998 году Институт был закрыт усилиями республиканского УФСБ. Муфтий Ингушетии Магомед Албогачиев назвал заведение «рассадником бандитизма», а имама Цечоева обвинил в «радикализации молодежи». По словам источника «Голоса Америки» в ингушских спецслужбах, «большая часть бывших учеников Цечоева – около 65 процентов – стала шахидами или погибла в перестрелках с федералами».

Рядом с именем Исы Цечоева часто можно увидеть слово «шейх». В исламской иерархии это не социальный, а научный термин: примерно как «доктор наук».
В Ингушетии на вопрос о том, где Иса Цечоев обучался исламу, дают много разных ответов: в Алжире, Ираке, Сирии... Односельчане рассказали «Голосу Америки», что он уехал из села полтора года назад и с тех пор не возвращался. Предполагают, что Цечоев «опять уехал на учебу; он и до этого все время ездил в арабские страны».

Вскоре после взрыва в московском аэропорту Иса Цечоев заявил, что Нижняя мечеть в селе Али-Юрт построена не на его средства, и он не был имамом в этой мечети. Исламский ученый также пишет, что никогда не призывал к насилию, а Магомеда Евлоева и членов его семьи знал только как односельчан. Открытое письмо Исы Цечоева опубликовал ряд Интернет сайтов в Ингушетии.

«Стратфор» Умарову не поверил

Выводы американсканского аналитического центра «Стратфор» (STRATFOR) во многом перекликаются с мнением жителей Али-Юрта о непричастности Магомеда Евлоева к событиям в «Домодедово». В опубликованной в среду статье «Стратфор» подвергает сомнению практически все ключевые заявления, связанные с взрывом в аэропорту. При этом аналитики центра не считают убедительными ни версию следствия о том, что взрыв произвел ингушский боевик Магомед Евлоев, ни заявление Доку Умарова о том, что этот теракт осуществлен по его приказу.

Появление на видео рядом с Умаровым предполагаемого смертника не является доказательством, а только добавляет новую линию в расследование взрыва, – отмечает аналитик центра Бен Вест.

Заявление об ответственности Доку Умарову выгодно для укрепления имиджа «всекавказского лидера», пошатнувшегося после кризиса в августе 2010 года, когда группа чеченских боевиков заявила о выходе из его подчинения, указывает издание.

Два обстоятельства заставляют аналитиков «Стратфора» усомниться в справедливости заявлений Умарова. Во-первых, по данным Веста, Умаров не обладал достаточным влиянием и связями в Ингушетии. И если допустить, что теракт готовился именно в этой республике, то участие Умарова, по их убеждению, выглядит неправдоподобным. Во-вторых, известны факты, когда Умаров в прошлом брал на себя ложную ответственность. Один из примеров тому – авария на дамбе, которая, по подтвержденной информации, произошла по техническим причинам. Отсюда «Стратфор» делает вывод: «Так как у Доку Умарова репутация человека, делающего ложные утверждения, то и в случае с «Домодедово» его заявлениям верить нельзя».

Российские СМИ также пишут об аресте четырех уроженцев Али-Юрта по подозрению в причастности к взрыву в «Домодедово». Двое из арестованных – сестра и брат предполагаемого смертника. СМИ сообщают, что генетическая экспертиза подтвердила принадлежность останков, найденных на месте теракта, Магомеду Евлоеву, а на руках его брата баллистическая экспертиза обнаружила частицы пластида, идентичного тому, что был применен в «Домодедово».

В среду вечером представитель властей Ингушетии официально подтвердил информацию о том, что в аэропорту «Домодедово» найдены останки Магомеда Евлоева: "Взятые образцы крови у родителей подозреваемого и ДНК, полученные из останков, полностью совпали".

Перейти в рубрику «Кавказ сегодня»

Спецрепортаж «Домодедово» читайте здесь

Перейти на главную страницу

  • 16x9 Image

    Фатима Тлисовa

    В журналистике с 1995 года. До прихода на «Голос Америки» в 2010 году работала собкором по Северному Кавказу в агентстве «Ассошиэйтед пресс», в «Общей газете» и в «Новой газете». С января 2016 г. работает в составе команды отдела Extremism Watch Desk "Голоса Америки"

XS
SM
MD
LG