Линки доступности

Евросоюз: свято место пусто не бывает


Встреча лидеров G-20
Встреча лидеров G-20

Украинские эксперты о том, как Москва и Берлин укрепляют геополитическое влияние на страны ЕС

На фоне снижения влияния Соединенных Штатов в центрально-европейском и восточно-европейском регионах происходит укрепление геополитической оси Берлин-Москва. Об этом заявили ряд украинских экспертов, участвовавших в киевском круглом столе «Центральная Европа: между Москвой и Берлином».

Свои выводы эксперты сделали после того, как на саммите G20 президент США Барак Обама призвал европейских лидеров найти действенные механизмы выхода из финансового кризиса. По мнению ряда украинских экспертов, усиление экономических отношений между Германией и Россией часто бывает продиктовано геополитическими стремлениями Москвы и Берлина в Восточной и Центральной Европе.

«Регион Центральной Европы можно сравнить с газовой духовкой. Роль газа здесь значит очень много. Образно говоря, “Газпром” очень умело и уверенно играет на газовом вентиле», – сказал в Киеве 19 июня во время экспертной дискуссии политический аналитик Евгений Магда.

По его словам, после ноября 2011 года, когда был запущен в обход Украины магистральный газопровод «Северный поток», Киев также ощутил на себе особое влияние российско-германской «газовой политики».

«Позиция Берлина в отношении Украины стала более наступательной», – заявил Магда.

Эксперты, которых в Киеве собрала исследовательская компания Research & Branding Group, говорили не только об Украине, но и о развитии всего европейского пространства между Германией и Россией.

США снижают «вес» в Европе

Евгений Магда, как и директор Института украинской политики Кость Бондаренко, утверждает, что за последние сто лет этот европейский регион пережил много экономических и исторических потрясений. Но и сегодня страны Центральной и Восточной Европы являются важной составляющей для экономического развития всего Европейского Союза.

Дискуссионной темой этой встречи стало обсуждение роли и влияния Вашингтона на геополитику центрально-европейских и восточно-европейских стран.

«Мы сегодня наблюдаем уменьшение “веса” Соединенных Штатов в Европе, снижение влияния “проамериканского пояса” в Евросоюзе из числа стран Восточной Европы. Считанные столицы ЕС могут похвастаться тем, что ориентируются сегодня на политику Вашингтона, большинство – прислушиваются к мнению Берлина», – отметил Бондаренко.

Он напомнил присутствующим одно из высказываний, которое приписывают «отцам НАТО».

«Формула создания Североатлантического альянса проста, как говорил один из его вдохновителей: оставить Америку в Европе, не допустить российского присутствия в Европе и снизить влияние Германии», – сказал Кость Бондаренко, подчеркнув, что Германия и Россия сегодня выстраивают более тесные отношения, чем того хотели бы в Вашингтоне.

Не слишком самостоятельные

Украине, по мнению Костя Бондаренко, следует больше развивать диалог со странами Центральной Европы, где для Киева «лежат наибольшие перспективы». И это несмотря на то, что в этих странах не настолько сильны демократические традиции и институты.

«У них есть много проблем. Но страны, составляющие Центральную Европу, идут своим путем развития, к которому стоит присмотреться», – подчеркнул эксперт.

«Достаточно актуальной дискуссией» называет директор Центра политического анализа «Пента» Владимир Фесенко обсуждение отдельной от Евросоюза политики, якобы проводимой в странах Центральной Европы.

«Но нужно учитывать, что Центральная Европа – это часть Европейского Союза. С исторической точки зрения – это не Европа между двумя мировыми войнами, когда здесь была зона немецких интересов. Для Центральной Европы общеевропейская идентичность значит больше, чем центрально-европейская идентичность!» – отметил Фесенко.

Владимир Фесенко довольно прохладно отнесся к тезису о том, что стоит учитывать влияние внутренних сил и из-за границ ЕС на суверенную политику стран Евросоюза, расположенных в Центральной и Восточной Европе.

«Надеяться, что с Центральной Европой можно выстроить какие-то отношения отдельно от Брюсселя – невозможно. В Варшаве, Праге прислушиваются не только к Берлину, но и к Вашингтону. В то же время в Варшаве, Праге или Будапеште прекрасно знают, что решения, на которые влияет Берлин или Париж, принимаются в Брюсселе», – сказал аналитик.

Берлин – за Киев

Он называет преувеличением высказывания некоторых экспертов о том, что в отношении Киева Берлин и Москва выстраивают антиукраинскую ось.

«Есть совпадение энергетических интересов, общая тактическая игра, точно так же как есть тактическая игра Парижа и Москвы. Не забывайте, Берлин всячески поддерживал разработку Соглашения об ассоциации ЕС – Украина. Германия активно заинтересована, чтобы Украина участвовала в интеграционной политике Европы», – сказал Владимир Фесенко.

Эксперт призвал коллег не строить иллюзии о том, что внутри Евросоюза могут самостоятельно развиваться некие геополитические центры в обход политики Брюсселя. Украине же, считает Владимир Фесенко, для того чтобы успешно развивать отношения с Евросоюзом, нужно навести порядок в своей внутренней политике: «Если мы найдем такие решения, то снимем раздражение наших внешних партнеров».

В свою очередь, директор Департамента информационной политики Министерства иностранных дел Украины Олег Волошин сказал, что сегодня пришло время «реабилитации геополитической дискуссии в Украине».

«За последний год-полтора-два мы чрезмерно погрузились в дебаты вокруг Януковича – Тимошенко, партий, парламента, отношений между властью и оппозицией и тому подобное, забывая о том, что Украина не остров. Мы слишком погружены во внутренние вопросы. И весь внешний мир в последнее время привык анализировать [ситуацию в Украине] через призму отношений тех или иных игроков к нашим внутренним вопросам», – отметил он.

По мнению Волошина, внутренняя политика Украины в последнее время мало кого интересует «как за хутором Михайловским, так и по другую сторону границы» – на западном и восточном направлении от страны. В то же время сотрудник внешнеполитического ведомства Украины отметил, что «европейская интеграция является базовым приоритетом для украинской внешней политики».

«И даже больше – это приоритет национального развития», – резюмировал Олег Волошин.
XS
SM
MD
LG