Линки доступности

Непредсказуемый доллар в нестабильной зоне евро


«Нестабильность зоны евро и возможные последствия» – такова была тема пресс-конференции, которая прошла в четверг в РИА новости в Москве.

Напомним, что последней новостью, привлекшей внимание к финансовому положению в зоне евро, стал бюджетный дефицит Греции в размере 12,7% от ее ВВП. При этом допустимый дефицит бюджета в странах ЕС составляет 3%. Привести бюджетный дефицит к этой норме Грецию обязали к 2012 году на встрече министров экономики и финансов ЕС в Брюсселе.

Греция не единственная страна, уровень бюджетного дефицита которой зашкаливает за рамки допустимого. Таких стран в ЕС 20 из 27, согласно данным Евростата. Немногим лучше, чем в Греции, положение в Испании, Португалии, Ирландии и Италии.

Сергей Дробышевский, руководитель научного направления макроэкономики и финансов ИЭПП, ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований АНХ, считает, что страны ЕС давно двигались в этом направлении и «это не было неожиданно». Одна из проблем здесь заключается в разладе между экономической и политической составляющей объединения, полагает он.

Многие страны ЕС, по мнению ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Александра Апокина, находятся на уровне лишь претендентов на вступление.

Алексей Моисеев, главный экономист инвестиционной компании «Ренессанс Капитал», обратил, в свою очередь, внимание на то, что Франция, вторая крупнейшая экономика в Европе, не соответствует ряду экономических требований ЕС.

Эксперты согласились в том, что бремя греческого и прочих бюджетных дефицитов, по крайней мере частично, ляжет на немецких налогоплательщиков.

Несмотря на все препятствия, с которыми столкнулся евро, еще меньше предсказуемости, с точки зрения Александра Апокина, у валюты США и Соединенного Королевства.

Каковы долгосрочные перспективы для доллара? Как повлияет на него нынешнее ослабление евро?

И Сергей Дробышевский, и Александр Апокин не верят в разговоры о том, что доллар уйдет или будет заменен какой-либо валютой, тем более не верят они в то, что резервным мог бы стать рубль. Об этом можно говорить только в долгосрочной перспективе, а это – десятилетия.

Впрочем, Дробышевский и Апокин предположили, что система, к которой мировая экономика придет в отдаленном будущем, – многовалютная корзина.

Важно и то, как сегодняшняя ситуация в зоне евро отразится на американском долларе – в кратко- и среднесрочной перспективе. Этот вопрос Русская служба «Голоса Америки» адресовала Алексею Моисееву.

«Как человек, представляющий инвестиционный банк, я могу сказать, что инвесторы есть там и там, – ответил Моисеев, имея в виду Европу и Соединенные Штаты». «Понятно, что все сейчас следуют за новостным потоком, – продолжил он. – Новостной поток сейчас, в ближайшие недели, скорее, будет негативным для зоны евро. Я думаю, что в краткосрочной перспективе ничего хорошего для курса евро по отношению к доллару ждать не приходится, тем более что американская Федеральная резервная система начинает очень аккуратно, но все-таки озвучивать механизмы выхода из всех стимулирующих мер, в то время как в Европе фокус на этом отсутствует, естественно».

«Но при этом я практически убежден, что через четыре-пять месяцев, – отметил Моисеев, – все неожиданно вспомнят про дефициты системы социального обеспечения США, про проблемы коммерческой недвижимости, и неожиданно окажется, что в Америке тоже не все так хорошо…»

Коллеги сошлись с Моисеевым во мнении о том, что колебания в 10-15% на рынке – в порядке вещей, и что волатильность, изменчивость, в мировой экономике достигла таких размахов, что «волатильность рубля по сравнению с волатильностью евродоллара меньше».

Что касается евро, то, по мнению Дробышевского, на какое-то недолгое время он может стать нежеланной валютой для многих инвесторов, скорее всего, будет падать, но потом восстановит былую конкурентоспособность.

XS
SM
MD
LG