Линки доступности

Европейский союз отзывает своего посла из России


Лидеры ЕС также поддержали Великобританию в ситуации с отравлением Скрипалей

Европейский союз принял решение отозвать своего посла из Москвы для консультаций в связи с покушением на бывшего двойного агента Сергея Скрипаля в Великобритании.

Таким образом ЕС продемонстрировал готовность выступать единым фронтом с британским премьер-министром Терезой Мэй.

После того, как Евросоюз решительно поддержал Мэй в накаляющемся конфликте с Россией, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что посла ЕС «отзывают для консультаций в Брюссель».

Ранее в четверг лидеры ЕС поддержали Великобританию в ее обвинениях в адрес Москвы в связи с применением нервнопаралитического вещества против бывшего российского агента в английском городе Солсбери, что повышает вероятность введения новых санкций против России со стороны некоторых европейских стран.

Демонстрация поддержки со стороны ЕС на фоне болезненного процесса выхода Великобритании из блока укрепит позиции Терезы Мэй, которая также призывает другие страны последовать ее примеру и выслать российских дипломатов.

В совместном заявлении лидеров говорится, что Евросоюз «разделяет мнение Соединенного Королевства о том, что, с высокой степенью вероятности, ответственность за нападение несет Российская Федерация и других правдоподобных альтернативных объяснений нет».

После дискуссий за ужином в Брюсселе они добавили: «Мы безоговорочно солидарны с Соединенным Королевством перед лицом этого серьезного вызова нашей общей безопасности».

Мэй обвиняет Россию в первом известном случае наступательного применения нервно-паралитического вещества в Европе со времен Второй мировой войны.

Она призвала лидеров ЕС объединить усилия в противостоянии российской угрозе.

«Очевидно, что российская угроза не знает границ, и что инцидент в Солсбери является образчиком российской агрессии в отношении Европы и ее ближайших соседей», – заявила британский премьер.

Достигнутая по итогам саммита договоренность проложит путь к обсуждению дальнейших «скоординированных действий».

Президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что готова выслать российских агентов и дипломатов. Польша тоже может это сделать.

Однако обе страны отложили принятие мер, выжидая, кто еще к ним присоединится.

Проиллюстрировав давние разногласия внутри блока по поводу России, новый премьер-министр Словакии Петер Пеллегрини сказал, что хочет «конструктивного диалога» с Москвой, несмотря на отравление Скрипалей.

Британские власти утверждают, что Скрипаля и его дочь, которые по-прежнему находятся в критическом состоянии, отравили с помощью разработанного в СССР вещества нервнопаралитического действия под названием «Новичок».

Однако британский полицейский, сержант Ник Бэйли, подвергшийся воздействию вещества при попытке помочь Скрипалям, в четверг был выписан из больницы.

Мэй также призвала европейских лидеров развивать сотрудничество в области разведки, чтобы начать разоблачение российских шпионских сетей, отмечают дипломаты.

«Великобритания считает, что существуют сети, занимающиеся организацией таких вещей, как атака в Солсбери, что такие сети есть по всему нашему блоку и что нам следовало бы бороться с ними сообща», – рассказал высокопоставленный европейский дипломат.

Другой дипломат отметил: «Несколько стран хотят что-то предпринять вместе в ответ на инцидент со Скрипалем».

«Все эти скандалы на руку Владимиру Путину»

Руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин предположил, что консолидированные действия Евросоюза связаны с конкретными данными британского расследования, представленного на саммите главам стран ЕС. Однако основную причину того, что Запад априори не верит Кремлю, он видит в том, что за последние годы во взаимоотношениях Москвы и Брюсселя, в целом, накопилось много проблем, «которые явно инициировались Россией», начиная с аннексии Крыма.

«Кроме того, было немало выступлений со стороны Путина, Лаврова и других российских официальных лиц, которые фактически показывали, что европейские ценности Москву нисколько не волнуют, а для защиты своей позиции она готова пойти на все, что угодно, - добавил политолог в интервью «Голосу Америки». - При таком общем подходе, конечно, можно ожидать, что на Западе любые заявления Москвы будут воспринимать как сугубо защитные, в том числе это касается и случаев с Литвиненко, Скрипалем и так далее».

Россия до сих пор не признает наличие ее военных в Донбассе, заметил Дмитрий Травин: «Но главное не вранье: вранье – это частности. А главное – принципиальная позиция России, которая, пожалуй, впервые была озвучена (Владимиром Путиным) еще в Мюнхенской речи в 2007 году. Так что прошло уже больше десяти лет последовательного проведения такой политики. Состоит же она в том, повторюсь, что у России есть свои ценности, европейские ценности вторичны».

По мнению политолога, хуже всего здесь то, что этот подход может проявляться при разрешении самых важных, принципиальных вопросов – таких, как перекраивание границ, например.

Доктор политических наук Юлий Нисневич согласен с тем, что действия стран Евросоюза продиктованы «полным недоверием к России».

«Недоверие накапливалось постепенно, к этому вели многие события последних нескольких лет, - утверждает он в комментарии «Голосу Америки». - Наконец, чаша терпения переполнилась. Теперь на Западе уже просто ничему больше не верят из того, что говорит Москва. Это основная подоплека случившегося».

В противном случае, все могла пойти по другому сценарию, допустил политолог: «Спецслужбы начали бы обмениваться информацией и так далее. Но Британия напрочь отказалась делиться добытыми данными. Это недоверие, порожденное целым рядом различных событий, начиная с Крыма, сегодня проецируется и на историю со Скрипалем».

Вместе с тем Юлий Нисневич признался, что он пытался понять, что российская дипломатия и пропаганда хотели сказать по этому поводу, но не смог.

«Потому что сегодня «Новичка» нет, завтра один из изобретателей «Новичка» говорит, что он есть, но его никак нельзя провести в самолете. Словом, гонят информационную волну, которая только усиливает недоверие», резюмировал он.

Кроме того, эксперты сошлись во мнении, что одними дипломатическими демаршами в отношении России дело не ограничится.

Дмитрий Травин думает, что скандал так или иначе будет развиваться: «Потому что, бесспорно, все эти скандалы на руку Владимиру Путину. Это мы видели даже по результатам президентских выборов. Чем больше в России создается ощущение, что мы - осажденный лагерь, и что западные страны относятся к нам несправедливо, тем крепче позиции Путина. А это, собственно, и нужно российской власти».

По словам политолога, население РФ в основной своей массе уже вообще перестало связывать с деятельностью президента явные провалы в экономике, а «только размышляет о том, как он противостоит «коварному Западу» и спасает страну от неизбежной агрессии извне».

Это лишь начало процесса, уверен Юлий Нисневич.

«Посмотрим, какие будут результаты (международной экспертизы). Мы не имеем права их предугадывать. Но если они будут не в пользу Москвы, то, конечно, последуют гораздо более серьезные меры. Высылка дипломатов – скорее, чисто символический жест», - заключил он.

Экспертизу проводят в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Ее специалисты, приступив 21 марта к анализу использованного в Солсбери вещества, объявили, что на работу им потребуется две-три недели.

XS
SM
MD
LG