Линки доступности

Министры ЕС обсуждают возможность отправки сотрудников спецслужб в Ливию


Сотрудник полиции правительства национального единства Ливии. Триполи, Ливия, 14 апреля 2016.
Сотрудник полиции правительства национального единства Ливии. Триполи, Ливия, 14 апреля 2016.

Миссия по обеспечению безопасности может начать работу только после просьбы правительства национального согласия, которое с ней не спешит

Министры иностранных дел и обороны стран ЕС в понедельник встречаются в Люксембурге для обсуждения планов отправки сотрудников спецслужб в Триполи. Предполагается, что они будут заниматься подготовкой полицейских и пограничников для нового ливийского правительства национального единства, поддержанного ООН.

Эта миссия по обеспечению безопасности станет реальностью только в случае получения соответствующей просьбы ливийского правительства. Ожидается, что на первом этапе она будет ограничена ливийской столицей – Триполи.

«ЕС готов предложить поддержку в сфере безопасности в ответ на возможную просьбу правительства национального согласия», – говорится в первоначальном проекте заявления, подготовленного дипломатами к встрече в Люксембурге.

Проблема стабилизации ситуации в Ливии становится все более актуальной. Усиливаются опасения, что торговцы людьми воспользуются хаосом в стране, и до 270 тысяч мигрантов могут попытаться перебраться из Ливии в Италию через Средиземное море в этом году. Это приведет к очередному витку кризиса с мигрантами, охватившего Европу.

Запад также опасается расширения деятельности филиала террористической организации «Исламское государство» в Ливии. Представители США сообщили «Голосу Америки», что, по их оценкам, этот филиал в настоящее время насчитывает 6 тысяч боевиков – в основном из Туниса и стран Африки южнее Сахары.

Ливийское правительство пока не одобрило эту миссию. Премьер-министр Фаиз Сарадж обсудит этот вопрос с министрами ЕС в режиме видеоконференции, но пока он проявляет сдержанность, опасаясь, что миссия усилит оппозицию его правительству.

Противники внутри страны утверждают, что правительство национального единства нелегитимно и было приведено к власти иностранными силами.

Кроме этой миссии, европейские министры обсуждают вопрос о направлении в Ливию более крупного контингента военных стабилизационных сил.

В марте посол США в Италии Джон Филипс заявил итальянской газете, что Италия может направить до 5 тысяч военнослужащих в рамках более широкого европейского контингента.

«Нам нужно обеспечить безопасность Триполи и сделать так, чтобы ИГИЛ больше не могло наносить удары», – сказал Филипс.

Премьер-министр Италии Маттео Ренци поспешил выразить свое несогласие с Филипсом, заявив, что для военного вмешательства ЕС в бывшую итальянскую колонию нет соответствующих условий.

На прошлой неделе председатель комитета по международным делам британского парламента Криспин Блант обвинил министра иностранных дел Филипа Хэммонда в том, что он не дает четкий ответ по поводу возможной отправки в Ливию до тысячи британских солдат. Хэммонд отрицает, что Лондон готовится к такой переброске войск.

«Единственная причина создания правительства национального согласия в Триполи – обеспечение легитимности вмешательства в Ливии», – считает Оливер Гуитта, управляющий директор консалтинговой фирмы GlobalStrat, занимающейся вопросами безопасности и геополитических рисков.

«Британцы, французы, американцы – у всех у них уже есть свои силы спецназначения в Ливии, – продолжает он. – Они хотят их усилить и проводить более масштабные операции».

«С ноября прошлого года число боевиков ИГИЛ в Ливии, вероятно, утроилось, – добавляет он. – По некоторым данным, группировка причастна к контрабанде людьми и требует, чтобы в обмен на их отправку через Средиземное море кто-то из группы просителей убежища или родственников мигрантов вступил в ИГИЛ. Существует потенциальная возможность, что в результате численность ИГИЛ очень быстро вырастет на 10-15 тысяч человек».

Судя по всему, и ограниченная миссия по обеспечению безопасности, и более широкое военное вмешательство зависят от способности правительства национального согласия самоутвердиться. Если этого не произойдет, то шансы на то, что европейские страны договорятся, сокращаются. Основные тревоги связаны с возможным разрастанием миссии и втягиванием солдат из Европы в более широкие конфликты с другими вооруженными группировками и ополченцами, помимо «Исламского государства».

От того, насколько успешно правительство национального согласия сможет установить свою власть и заменить два соперничающих правительства Ливии, которые противостоят друг другу с 2014 года, будут зависеть действия Европы, заявил работающий в Брюсселе дипломат Евросоюза.

Однако перспективы нового правительства ухудшились на минувших выходных, когда в Триполи произошла интенсивная перестрелка на фоне столкновений сторонников и противников правительства национального единства в трех разных районах ливийской столицы.

Один из лидеров ополченцев в телефонном разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» заявил, что эти столкновения – лишь начало наступления на правительство единства и его сторонников. «Мы не позволим правительству национального согласия работать дальше. Нам нужны выборы, а не правительство, навязанное нам международным сообществом», – заявил он, попросив о сохранении анонимности.

Представители западных стран надеются, что усталость от войны, привлечение иностранной помощи и средств на развитие, а также растущая угроза «Исламского государства» в этой североафриканской стране, оказавшейся в хаосе, будут способствовать укреплению правительства единства.

Соперничающие правительства, похоже, уже готовы передать власть правительству единства.

Другим многообещающим признаком стало то, что несколько групп ополченцев, главным образом, исламистов, которые контролировали Триполи с 2014 года, объявили о своей нейтральности или согласились поддержать новое правительство. Однако столкновения на минувших выходных развеяли надежды, что оно не столкнется с насильственным противодействием.

XS
SM
MD
LG