Линки доступности

Экономические прогнозы Евросоюза вселяют оптимизм


Однако для самоуспокоения оснований нет

Европейский союз скорректировал свои прогнозы экономического роста, и сегодня они выглядят более оптимистично. Тем временем правительство Греции стремится получить очередной транш зарубежной помощи, добившись профицита бюджета. Новый кабинет Италии пообещал оживить стагнирующую экономику страны. Можно ли считать, что все это свидетельствует о том, что еврокризис подходит к концу? Многие аналитики думают иначе.

Представители «тройки» международных кредиторов – Евросоюза, Международного валютного фонда и Европейского центрального банка – прибывшие в Афины для переговоров с Министерством финансов Греции, были приняты не слишком сердечно.

Греция остро нуждается в очередном транше финансовой помощи для осуществления платежей по обслуживанию долга в мае этого года на общую сумму 12,8 миллиарда долларов.

Переговоры застопорились на несколько месяцев: правительство Греции обвиняли в том, что оно затягивает реформы на рынке труда.

Протестующие выкрикивали в адрес прибывших инспекторов «тройки»: «Мы говорим о человеческих жизнях, а вас интересуют только прибыль и убытки».

Начиная с 2008 года, греческая экономика сократилась почти на четверть. Безработица достигла 28 процентов.

Сегодня страна, наконец, добилась профицита бюджета в размере 1,5 процента ВВП – обнадеживающий показатель после нескольких лет жесточайшей экономии. Однако многое еще предстоит сделать, отмечает аналитик Саймон Тилфорд из лондонского Центра европейской реформы.

«Конечно, – констатирует он, – ни одной развитой или развивающейся стране до сих пор не удавалось скорректировать бюджет настолько, насколько это удалось грекам. Однако необходим не просто профицит: им нужен огромный профицит, чтобы обслуживать свою задолженность».

На этой неделе ЕС опубликовал скорректированный прогноз, согласно которому в этом году экономика стран еврозоны вырастет на 1,2 процента, а в 2015 году – на 1,8 процента.

Олли Рен – еврокомиссар по экономическим и денежно-кредитным вопросам.

«Экономический подъем в странах Европейского союза усиливается и охватывает все большее количество стран, – отмечает он, – хотя темпы роста остаются довольно невысокими. Обнадеживает то, что в уязвимых странах также наметился подъем экономики».

Одной из таких уязвимых стран еврозоны считалась Италия. На нынешней неделе бывший мэр Флоренции, 39‑летний Маттео Ренци стал самым молодым в истории страны премьер-министром, оттеснив своего однопартийца и соперника. Выступая в нижней палате парламента, Ренци пообещал сократить расходы, снизить налоги и «совершить революцию» в итальянской экономике.

«За пределами этого парламента никто уже не верит, что политики еще на что-то способны», – заявил Ренци. «Поэтому, рискуя многим, мы приняли решение ускорить процесс реформ, которые должны быть завершены в четко установленные сроки».

Учитывая эти политические изменения и зеленые ростки экономического роста в других странах еврозоны, некоторые европейские политики считают нынешнюю ситуацию началом конца еврокризиса, отмечает Саймон Тилфорд.

«Я думаю, что существует определенный риск самоуспокоенности, – подчеркивает он в этой связи. – Многие могут понадеяться на то, что в условиях возобновления роста и относительного затишья на финансовых рынках европейские политики могут решить, что им удастся обойтись без существенных институциональных реформ в еврозоне».

Однако, по мнению многих аналитиков, без существенных изменений проблем еврозоны решить не удастся. Тем не менее, известие о том, что даже наиболее слабые экономики Европы подают признаки жизни, были восприняты многими весьма положительно – после семи лет жесткой экономии и стагнации.
XS
SM
MD
LG