Линки доступности

Арт-группа «Война»: хулиганство или искусство?


Кадр из фильма «Завтра»
Кадр из фильма «Завтра»

Режиссер Андрей Грязев о своем фильме «Завтра»

Арт-группа «Война» оказалась вновь в центре внимания прессы и общественности. В связи со скандальным перформансом в Храме Христа Спасителя арестованы участницы панк-группы «Pussy Riot», в том числе бывшая участница «Войны» Надежда Толоконникова. Об арт-группе, которую одни считают новаторами-авангардистами, а другие тривиальными хулиганами, вскоре выйдет книга «Тотальная война. Арт-активизм эпохи тандемократии» историка и социолога Алека Эпштейна.

На недавнем Международном кинофестивале в Берлине в программе «Форум» демонстрировался полнометражный документальный фильм «Завтра» (Tomorrow) Андрея Грязева, посвященный арт-группе «Война». На просмотре и встрече с режиссером побывал корреспондент Русской службы «Голоса Америки».

Фильм – своего рода подробный дневник акций и описание быта участников группы «Война» Олега Воротникова по кличке Вор и Натальи Сокол по кличке Коза и их очаровательного маленького сынишки Каспера, которому на начало съемок было полтора года. Камера неотступно следует за активистами во время их рейдов по проводольственным магазинам, где они добывают пропитание воровством. Вот Олег и Наталья обсуждают готовящуюся акцию по переворачиванию полицейских автомобилей. Вот их арестовывают за очередные «художества». Вот их сторонники устраивают шумную акцию протеста, требуя немедленного освобождения участников группы.

Режиссер, по его словам, на протяжении полутора лет находился рядом с героями своего фильма. Видеокамера сопровождает их неотступно, ежесекундно, «и в беде, и в бою». О такой манере съемки, когда объект привыкает к направленной на него камере, не напрягается и не позирует, профессионалы говорят – «муха на стене». Как Андрею Грязеву удалось стать такой вот «мухой»?

«У ребят ко мне никогда не было претензий, – ответил режиссер. – Видео я снимал всегда один. Всегда все происходило непредсказуемо. Сначала рождался замысел акции. Потом наступало долгое время тренировок. Сама акция – это, по сути, игровая постановка. В фильме много пластов. Чистая документалистика, иными словами, наблюдение. Постановочная документалистика. Все перемешано. Когда ребята смотрели фильм, они говорили, что на самом деле такого не было. Все это придумано мною с помощью монтажа. Забавно слышать в теленовостях: «Все началось с того, что детский мячик закатился под полицейскую машину».

Речь идет об одной из протестных акций арт-группы под названием «Дворцовый переворот», направленной против «оборотней в погонах». Несколько месяцев ребята тренировались на брошеных, бесхозных автомобилях. Потом участники группы под предлогом вызволения детского мячика перевернули одну полицейскую машину, и еще одну, принадлежавшую вневедомственной охране. Мячик торжественно вручили Касперу. Воротникова и его соратника арестовали и упекли в «Кресты».

«Арт-группа «Война» существует под этим названием 4-5 лет, – рассказал Грязев. – Сколь долго она просуществует, никто не знает. Но очевидно, что со временем акции становятся жестче, обостряются. Последняя акция перед Новым годом – они сожгли милицейский автозак. Если они будут становиться еще радикальней, то, полагаю, многие от них отвернутся. После декабря общество в России изменилось. А группа «Война» говорит те же вещи тем же языком».

Пожалуй, самая известная и скандальная акция «Войны» – гигантский рисунок фаллоса на Литейном мосту в Петербурге в июне 2010 года. Когда мост развели, изображение оказалось напротив здания управления ФСБ. Акция под названием «Член в плену у КГБ» получила премию «Инновация» как лучшее произведение визуального искусства, а один из участников акции был оштрафован.

Отвечая на вопрос, повлияла ли деятельность «Войны» на формирование протестного движения, Грязев отметил: «Несомненно, «Война» имеет своего зрителя, почитающего их своими героями. Но это незначительная прослойка населения. Гражданское общество не может основываться на таких радикальных идеях. Критикуя декабрьские протесты и выступая против организованных манифестаций оппозиции, Воротников противоречит сам себе. Ведь он себя и своих единомышленников не раз позиционировал как протестное движение. Мне было странно читать его интервью, которое выглядит как пропутинское. Но он (Воротников) такие вещи часто делает, чтобы они провоцировали дискуссию и протесты».

Корреспондент «Голоса Америки» заметил в своей реплике режиссеру, что название фильма можно смело изменить с «Завтра» на «Вчера», поскольку такова рода «художества» как акции «Войны» уже нашли отражение в классической литературе, начиная от «Бесов» Достоевского и кончая «Заводным апельсином» Берджесса. Действия Воротникова сотоварищи напоминают акции Алекса и его банды из книги Берджесса. И больше других жаль маленького Каспера, которого в иных странах наверняка бы забрали у родителей социальные службы из опасений за его здоровье и благополучие.

«Я специально повторил в конце фильма его название, «Завтра», – ответил Грязев. – Какое будущее ждет Каспера? Какое будущее ждет Россию? Я бы поставил знак равенства между Каспером и Россией. Если вы думаете, что будущее Каспера зависит только от родителей, то это совершенно не так. После задержания активистов «Войны» на очередной акции группы «Стратегия 31» Каспера разлучили с родителями, которых объявили в международный розыск. За это время Коза родила девочку, так что у них с Олегом теперь двое малолетних детей».

Режиссеру Андрею Грязеву – 30 лет. Родился в Москве. Профессиональный танцор на льду, участвовал в крупнейших международных соревнованиях, работал артистом балета в Театре ледовых миниатюр Игоря Бобрина. В 2006 году получил диплом режиссера монтажа в Школе телевидения в Москве. В 2008 году окончил Высшие курсы режиссеров и сценаристов. Снял документальные фильмы «Ледниковый период», «Саня и Воробей», «День шахтера». «Завтра» – его первая полнометражная картина.

Размышляя о проблеме моральных принципов и ограничений в документальном кино, Грязев сказал: «Делая свои предыдущие фильмы, я не раз отодвигал воображаемые границы дозволенного. Например, могу ли показать, как колется наркоман? Каждый художник сам для себя решает эту проблему».

Циркулируют слухи, что залог за освобождение из тюрьмы членов арт-группы «Война» внес скандальный британский художник-концептуалист Бэнкси, прославившийся стрит-артом. Но в фильме об этом ни слова. Почему?

«Насчет Бэнкси – это правда, – подтвердил режиссер. – Мы с Бэнкси находили точки соприкосновения и, можно сказать, подружились. Обсуждалась даже наша поездка к нему. Если бы она случилась, я бы, конечно, это вставил в фильм. Но поскольку новость осталась текстом, литературой, я решил, что этот текст неинтересно экранизировать».

XS
SM
MD
LG