Линки доступности

Евросоюз-Беларусь: политика «двойных стандартов»?


Александр Лукашенко
Александр Лукашенко

Эксперты считают, что Европа далека от единой позиции по Беларуси

Ни одна страна-участница конференции «Восточного партнерства» из республик бывшего СССР не подписалась под декларацией, осуждающей руководство Беларуси за политические репрессии против оппозиционных кандидатов, а также членов гражданского общества.

Приложение к документу, составленное членами Евросоюза, было отвергнуто представителями Армении, Азербайджана, Украины, Грузии и Молдовы, на прошедшем 29-30 сентября в Варшаве саммите «Восточного партнерства». В конечном счете, оно было утверждено только представителями стран-членов ЕС, а не всеми участниками саммита.

Выдержка из приложения к основному тексту декларации звучит следующим образом.

«Главы государств и правительств и представители ЕС и его государства-члены выражают свою глубокую озабоченность ухудшением ситуации с правами человека, демократией и верховенством закона в Беларуси, осуждают непрерывное ухудшение состояния свободы прессы в Беларуси и требуют немедленно освободить и реабилитировать всех политических заключенных, прекратить репрессии в отношении гражданского общества и средств массовой информации и начать политический диалог с оппозицией», – цитирует часть документа белорусский интернет – портал «Хартия 97».

Глава Беларуси Александр Лукашенко с ликованием воспринял это известие и поспешил поблагодарить руководство государств, отказавшихся от подписания критической белорусской резолюции.

Европа хотела «наклонить» друзей Лукашенко

«Ночью Евросоюз начал выламывать руки нашим партнерам по "Восточному партнерству", чтобы они приняли некую иную резолюцию. Но ни одно из государств, ни один глава государства не поддержал эту резолюцию. Наоборот, они очень активно выступили в поддержку Беларуси, заявили, что европейцы неправильно ведут себя в отношении Беларуси», – цитирует слова Лукашенко российский «Интерфакс». По словам белорусского лидера, «27 государств ЕС пытались наклонить наших друзей. Ничего не получилось, ни один глава государства резолюцию не поддержал, она провалилась».

«Особенно огромную благодарность хочу выразить президентам Грузии и Азербайджана, которые были самыми активными, кто поддержал нас в Европе. Это дорого стоит, белорусы в долгу не останутся», – цитирует слова Лукашенко российское информагентство.

Такое поведение пяти республик бывшего СССР, с которыми в рамках проекта «Восточного партнерства» страны-члены ЕС планировали в ближайшие годы активно сближаться, откровенно озадачило западные государства. Однако целый ряд экспертов считает, что реакция стран «восточного блока» на инициативу Запада осудить репрессии белорусского режима против оппозиции стоит рассматривать как нечто само собой разумеющееся.

Какая разница?

«Этот жест со стороны бывших союзных республик наглядно продемонстрировал то, что многие аналитики не решались, да и до сих пор не решаются, сказать касательно динамики отношений между Беларусью и Западом, – заявил в интервью корреспонденту "Голоса Америки" профессор Рэдфордского университета Григорий Иоффе. – Дело в том, что одним из самых серьезных недостатков европейской политики по отношению к Беларуси является использование стратегии "двойных стандартов". Когда такая страна, как Казахстан, возглавляет ОБСЕ в течение года, а такая страна, как Беларусь, оказывается изгоем, то возникает вопрос: действительно ли между политическими режимами этих государств существует такая большая разница?»

В то же самое время, Иоффе считает, что ни одну из пяти республик, не подписавшихся под «анти-белорусской» резолюцией нельзя назвать «образцами демократии».

«Именно поэтому каждый из лидеров этих государств прекрасно понимает, что в скором будущем может оказаться на месте Александра Лукашенко», – отмечает американский профессор.

Независимый белорусский политолог Андрей Федоров соглашается с Иоффе, отмечая, что главной причиной, по которой республики бывшего СССР «вступились» за Беларусь стало их нежелание породить неблагоприятный для себя же прецедент.

«Грузия пошла на это ради того, чтобы предотвратить признание Беларусью независимости Абхазии и Северной Осетии. Что касается остальных стран, то политическая ситуация в них – в большей или меньшей степени – напоминает белорусскую. До настоящей демократии им еще далековато. Поэтому руководители этих государств опасаются, что в следующий раз нечто подобное может быть принято уже против них», – отмечает Федоров.

Между тем, в экспертной среде существует мнение о том, что внутри объединенной Европы единства по белорусскому вопросу нет.

«Во-первых, не следует забывать, что не только между Западом и Востоком существуют фундаментальные отличия касательно белорусской проблематики. Такие отличия есть и среди стран-членов ЕС. Одни хотят усиленного давления и более жестких санкций в отношении Лукашенко, другие – в свете его недавних заявлений о сотрудничестве с Западом, а также разногласий с Москвой видят возможность для нового диалога», – подчеркивает заместитель директора Программы по России и Евразии Фонда Карнеги Мэтью Рожански.

ЕС и его противоречивые сигналы

Похожего мнения придерживается и Иоффе, который считает, что Брюссель должен прекратить посылать Минску противоречивые сигналы.

На протяжении последних лет ЕС то выступал с рьяной критикой в адрес Лукашенко, то протягивал руку взаимопомощи, считает профессор Рэдфордского университета.

«Такая же ситуация происходит и сейчас. Дональд Туск (премьер-министр Польши – И.Т.) заявил на конференции в Варшаве, что Беларусь при выполнении определенных условий может рассчитывать на финансовую поддержку размером в 9 млрд долларов.

Символизм этого предложения просто поражает, также как и время, когда оно сделано.

С одной стороны, вы не приглашаете лидера страны, против которого наложены санкции; с другой – вы делаете предложения, в котором нет никакого намека на смену политического режима. Из этого всего следует, что в Европе "под ковром" соревнуются совершенно разные группы людей, у который весьма разные представления о том, что делать с Беларусью и делать ли вообще», – отмечает эксперт.

Комментируя противоречивость сигналов стран-членов ЕС, а также их новых восточных союзников, Мэтью Рожански отмечает, что не считает отказ некоторых постсоветских республик от подписания резолюции по Беларуси началом раскола между Западом и Востоком.

«К примеру, те же Украина и Грузия все также верны своим европейским связям, а также они искренне поддерживают движение Беларуси к демократии», – говорит он.
По мнению Рожанского, несмотря на привлекательность некоторых европейских ценностей, новые восточные друзья Евросоюза достаточно трезво оценивают свои шансы на реальную интеграцию с Европой.

«Не стоит забывать слова президента Франции Николя Саркози, заявившего, что перспективы членства государств "Восточного партнерства" в ЕС достаточно далекие. Мне кажется, что это замечание было не совсем к месту. Однако эффект оно произвело – у тех же Украины и Грузии теперь будет гораздо меньше энтузиазма следовать за Польшей в ее попытках изолировать соседнюю Беларусь», – отмечает эксперт.

Пострадавшие

Пока западные политики пытаются найти правильный язык для общения с руководством Беларуси, в тюрьмах страны по-прежнему находятся несколько десятков человек, обвиненных по делу о массовых беспорядках 19 декабря. Большинство из них признаны международными правозащитными организациями, а также правительствами стран Запада «узниками совести» или политзаключенными.

Одним из них является бывший кандидат в президенты Беларуси Андрей Санников. В понедельник 3 октября его жена, собственный корреспондент «Новой газеты» в Беларуси, журналистка Ирина Халип отправила Светлане Медведевой и Людмиле Путиной письмо. В своем обращении Халип просит жен двух самых высокопоставленных российских политиков убедить «своих мужей использовать все возможности, чтобы освободить Санникова и других политзаключенных».

Халип также намерена отправить письменные воззвания женам президентов Франции, США, Польши и премьер-министра Великобритании, сообщает «Новая газета».

  • 16x9 Image

    Игорь Тихоненко

    Телевизионный журналист-международник, ведущий ТВ программ и продюсер. Интересуется темами международной и американской политики, науки, космоса и спорта. На «Голосе Америки» – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG