Линки доступности

Украина: запах сланцевого газа


Украинские эксперты о «плюсах» и «минусах» добычи сланцевого газа в стране

КИЕВ – Промышленная разработка сланцевого газа в Украине может начаться не раньше, чем через два года. Об этом на пресс-конференции в Киеве заявил менеджер по связям с государственными органами компании «Ройял Датч Шелл» (Royal Dutch Shell) Алексей Татаренко.

По его словам, проекты «Шелл» находятся на этапе геологоразведки. «Если мы говорим о совместной деятельности с государственной компанией “Укргаздобыча”, то у нас сегодня бурится одна скважина – около села Веселое Первомайского района Харьковской области. В Харьковской области планируется пробурить еще одну скважину для того, чтобы разведать потенциал газа из уплотненных песчаников», – подчеркнул Алексей Татаренко.

Напомним, что 24 января 2013 правительство Украины и компания Royal Dutch Shell в присутствии президента Украины Виктора Януковича и премьер-министра Нидерландов Марка Рютте подписали Соглашение о геологоразведке и добыче сланцевого газа.

Потенциальная сумма контракта западными экспертами оценивается в 10 млрд долларов. По мнению ряда экспертов, добыча сланцевого газа на территории республики поможет ослабить энергетическую зависимость от России.

О неизвестности

Валентин Землянский, независимый эксперт по энергетическим вопросам, обращает внимание не столько на экономическую выгоду от добычи сланцевого газа, сколько на возможные геополитические и экологические проблемы, связанные с разработкой новых технологий в Украине.

«Рисков и неизвестности больше, чем плюсов. Появление транснациональных корпораций в Украине таких, как “Шелл” приводит к реальной конкуренции с монополией Газпрома в регионе. Это называется – столкновением американских и российских интересов на украинской территории», – подчеркивает Валентин Землянский.

Землянский говорит о том, что дискуссия и критические замечания в адрес масштабных разработок сланцевого газа в Украине преобладает над реальными действиями. За последние полгода в стране пробурена лишь одна разведочная скважина, и предполагается еще одна.

«Иными словами, дискуссия разворачивается, но мы не знаем, о чем идет речь. Думаю, что даже не о шкуре убитого медведя, а, скорее всего, о наличии этого медведя в лесу – мы не знаем, о чем говорить, вокруг чего ломаем копья!» – иронически отмечает Валентин Землянский.

Правда, по словам заместителя директора Американского института в Украине Джеймса Джатраса, есть все основания говорить, что на территории республики находится третий по величине в Европе запас сланцевого газа – около 1,2 трлн кубометров. По словам Джатраса для того, чтобы не ошибиться в оценках запасов сланцевого газа в Украине, необходимо скрупулезно и без эмоций произвести необходимые изыскания.

Сланцевый газ и интересы России

Юрий Корольчук, эксперт Института энергетических стратегий, говорит, что в данной ситуации очень важно понимать, как будут выстраиваться отношения между Киевом и Москвой.

«Один из главных рисков сотрудничества с “Шелл” – это конфликт с Россией. В недалеком будущем мы больше сможем получать газа, сократим закупки традиционного газа в России, ударим, тем самым, по бюджету Газпрома и получим…конфликт. Хороша ли такая ситуация для добрососедских отношений двух стран? Вопрос открыт и находится в политической плоскости», – говорит Юрий Корольчук.

Он также предостерегает украинское правительство от чрезмерных надежд на то, что сотрудничество с Royal Dutch Shell позволит украинцам получить новые технологии в области разработки недр.

«Иностранные компании не будут делиться технологиями с Украиной. Они придут на наш рынок, отработают свои технологии и пойдут дальше. Нигде в договорах не сказано, что Украина будет владеть этими технологиями. Сланцевый газ – это ноу-хау Соединенных Штатов», – говорит Юрий Корольчук.
XS
SM
MD
LG