Линки доступности

Могут ли быть сорваны выборы в Украине?


Может ли процесс голосования в Украине 7 февраля был сорван? Сможет ли проигравшая сторона не признать результатов выборов и добиться их отмены, как это уже было в 2004-м году? Эти два вопроса стали главными на видеоконференции Москва-Киев, которая состоялась в пятницу.

Мнения участников форума разделились. Это разделение касалось не столько последствий подобного развития событий, сколько возможной тактики действий двух кандидатов в президенты.

Украинский социолог холдинга Research & Branding Group Евгений Копатько отметил, что сейчас «один из кандидатов – лидер гонки – опережает другого примерно в два раза». Социолог говорил таким эзоповым языком потому, как сегодня в Украине уже запрещено обнародование последних данных социологических опросов. Однако из его слов можно было предположить, что разрыв в рейтингах между лидером оппозиции Виктором Януковичем и нынешним премьер-министром Юлией Тимошенко значительно увеличился.

Этот фактор, а также тот прогноз, что до 70% украинских избирателей готовы принять участие в выборах в ближайшее воскресенье, значительно снижает, по мнению большинства киевских и московских экспертов, опасность того, что голосование будет сорвано. Но это и не исключает того, что результаты выборов будут опротестованы.

«Учитывая тот высокий уровень политической коррупции, который пока существует у нас в стране, нельзя отрицать попытки как и фальсификации выборов, так и непризнания их результатов, – прогнозирует директор киевского Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев. – Однако сейчас, в частности, после принятия последних поправок к законодательству, снижается риск того, что в случае проигрыша блок Юлии Тимошенко сможет сорвать на местах заседания избирательных комиссий».

«По-моему, Партия регионов скорее проиграла, чем выиграла, добившись через Верховную Раду принятия поправок к закону, которые отменяют требование кворума во время заседания избирательных комиссий, – считает Михаил Погребинский, директор украинского Центра политических исследований и конфликтологии. – Я понимаю мотивы, почему это было сделано. Но, возможно, именно этот фактор внесет дополнительную нервозность и сумятицу в выборный процесс».

Как полагает Михаил Погребинский, любые изменения в выборном законодательстве, которые стали в Украине уже политической традицией, не прибавляют уверенности в «еще неокрепшую» украинскую демократию. «Чтобы снять подозрения насчет легитимности выборов, я бы рекомендовал представителям ОБСЕ сфокусировать сейчас свое внимание на восточных и южных областях Украины. Это позволит предотвратить возможные нарушения, а также имитацию нарушений в ходе голосования и при подсчете голосов», – советует украинский политолог.

Наблюдатель от ПАСЕ в Киеве, депутат Госдумы РФ Сергей Марков, признает, что столь спешное принятие поправок к закону о выборах у многих его европейских коллег вызвало недоумение и непонимание. И сейчас, продолжает Сергей Марков, перед наблюдателями, которые после первого тура «расслабились» и посчитали, что теперь «особых проблем» не ожидается, поставлена задача: как можно более внимательно следить за работой избирательных комиссий, точно фиксировать, кто, как и когда голосует в этих комиссиях.

Коллега Сергея Маркова по работе в российском парламенте Константин Затулин обратил внимание участников дискуссии на позицию действующего президента Украины, утвердившего поправки к закону спустя час после того, как Юлия Тимошенко назвала их «концом демократии». «Президент Виктор Ющенко дистанцируется от борьбы двух кандидатов и демонстрирует свою готовность признать возможную победу своего главного политического соперника Виктора Януковича и обеспечить условия законной передачи власти», – считает российский политик. По его мнению, это может быть результатом каких-то «закрытых договоренностей». «Но пока мы не знаем, какова цена этого компромисса, не знаем, как поведет себя Виктор Ющенко дальше, в зависимости от результатов голосования, – продолжает Константин Затулин. – А ведь именно президент Ющенко контролирует внутренние войска. И, как известно, он уже отдал приказ этим войскам взять в кольцо здание Центральной избирательной комиссии».

«Я полагаю, что ни Ющенко, ни ОБСЕ, ни Америка, ни еще кто-либо не заинтересованы сегодня в срыве выборов и дестабилизации ситуации на Украине, – заявил первый вице-президент московского Центра политических исследований Алексей Макаркин. – Кроме того, у самой Юлии Тимошенко сейчас уже нет серьезной поддержки ни в силовых структурах, ни в Раде, ни в местных органах власти».

Что касается уличных протестов, то, по мнению Алексея Макаркина, сегодня они не произведут такого эффекта, как в 2004-м году. Сейчас, прогнозирует российский аналитик, вероятна только «имитация Майдана», которая если и нужна премьер-министру Тимошенко, то уже только лишь с прицелом на будущие парламентские выборы.

Другой киевский участник дискуссии, политолог Михаил Погребинский, убежден: «Юлия Тимошенко при любом раскладе голосов не в ее пользу не признает своего поражения». Это, считает эксперт, объясняется уже самой «стилистикой поведения» такого харизматичного политика. «Однако если ЦИК займет принципиальную позицию при определении результатов, если при этом будет поддержка таких структур, как ОБСЕ и ПАСЕ, то даже при разнице голосов в полтора процента результаты выборов станут легитимными, – сделал заключение политолог Михаил Погребинский. – А после этого можно будет говорить о выработке новых договоренностей между победителями и проигравшими и вместе находить решение наших внутренних украинских, прежде всего, экономических проблем».

XS
SM
MD
LG