Линки доступности

Выборы во Франции: последствия и перспективы


Марин Ле Пен. Эммануэль Макрон (архивные фото)
Марин Ле Пен. Эммануэль Макрон (архивные фото)

Эксперты: некомпетентность Марин Ле Пен и ее радикальная платформа отпугнули большинство французских избирателей

Завершившиеся во Франции выборы поставили перед французским обществом и перед европейской демократией множество сложных вопросов. Какие факторы решили исход выборов? Какие уроки извлек переизбранный Президент? На чем придется сосредоточиться Эммануэлю Макрону в предстоящий период?

В американской столице в Международном центре ученых Вудро Вильсона состоялась дискуссия экспертов, пристально следящих за событиями во Французской республике.

Ведущая дискуссии политолог Агнешка Блок (Agneska Blogch) констатировала убедительную победу действующего Президента Франции Эммануэля Макрона над главным соперником на выборах Марин Ле Пен, лидером «Национального объединения» со значительным отрывом - 58,5% против 41.8%. Но разрыв между “выигравшим” и “проигравшей” сократился за пять лет в два раза.

«Он назвал свою борьбу на выборах с Марин Ле Пен, борьбой за свободу Европы» - подвела итоги политической борьбы во Франции Агнешка Блок.
О том, что говорят нам о сегодняшней Франции и ее политической жизни прошедшие выборы, высказался один из участников дискуссии - Уильям Дроздяк, писатель, автор книги «Последний президент Европы: гонка Эммануэля Макрона за возрождение Франции и спасение мира». (William Drozdiak, Global Fellow, Author "The Last President of Europe: Emmanuel Macron’s Race to Revive France and Save the World")

«Выборы подтвердили старую аксиому о том, что Франция сначала голосует сердцем, затем - разумом. Большинство избирателей во втором туре спросили себя, действительно ли они готовы отдать руководство страной в ближайшие пять лет Марин Ле Пен. Если они внимательно отнеслись к итогам деятельности Макрона за первый срок, то они должны были признать, что они не так уж плохи, как казались. Его не любят, он ведёт себя надменно, он “холоден”, и есть много других причин, по которым у него не сложился контакт с народом Франции. Но результаты показывают, что экономика страны растет, что 78% населения страны вакцинировано, а это резко контрастирует с такими странами как Великобритания и Германия, и он вывел страны из кризисов: экономического и пандемического. Макрон предпринял героические усилия посредника в том, чтобы прекратить войну в Украине» - заявил Уильям Дроздяк.

Другая участница беседы Селиа Белен, внештатный научный сотрудник Центра США и Европы Института Брукингса (Celia Belin, Visiting Fellow, Center on the United States and Europe, Brookings Institution) пояснила политические итоги выборов следующим образом: «За последние недели некомпетентность Марин Ле Пен и ее радикальная платформа отпугнули от неё множество избирателей. Хотя она выиграла на два миллиона больше голосов, чем пять лет назад, а Макрон набрал на два миллиона голосов меньше, следует обратить внимание на число пустых бюллетеней и не голосовавших. Больше трети французов не проголосовали ни за кого, и это самая высокая цифра за прошедшие несколько десятков лет»

Селиа Белен подчеркнула, что выборы показали градус накала политических страстей, но не были кульминацией: «Это был мандат от народа на продолжение той работы, которую он начал. Но «медового месяца» во французской политике ждать не стоит. Макрону придётся столкнутся с оппозицией с первого же дня и это осложнит реформы, которые он собирается проводить. Через два месяца будут уже парламентские выборы. Макрон остался у власти, но политическая борьба продолжается»

С большой тревогой наблюдал всю предвыборную гонку Стивен Крамер, профессор Национального университета обороны (Steven Philip Kramer, Global Fellow, Retired Professor, National Defense University).

Он заявил: «Я почувствовал невероятное облегчение от результатов выборов. Первый тур закончился неопределенностью. Ничто не говорило, что Макрон будет переизбран. Многие французы и европейцы были очень обеспокоены тем, чем это все закончится. Было очень страшно: кто будет руководить в Европейском Союзе, решать вопросы с НАТО. А ведь во Франции это могла бы делать лучшая подруга Владимира Путина. Во времена Третьей республики любили говорить, что у французов сердце слева, но карман справа. Оказалось, что у многих и сердце “справа”. Это было страшно»

«Среди тех кто разочаровался в политике, было много молодежи. Однако, когда Макрон вышел к народу, чтобы произнести свою победную речь, вокруг него снова было много молодых людей» - рассказала о молодых избирателях Селиа Белен (Celia Belin, Brookings Institution). Она высказала предположение о том, что Макрон «собирается сделать серьезный упор на борьбу с изменением климата, учитывая что эта тема не выходит из голов молодежи на внутреннем и европейском уровне»

«Макрон сказал, что он «хочет сделать Францию великой экологически чистой страной» - напомнила Селиа Белен. Однако, она считает, что Эммануэль Макрон все еще не “дотянулся до сердец” молодых французов. «Молодежь встревожена. Они прошли через КОВИД, через множество локдаунов и карантинов. Особенно пострадали студенты университетов, которые пережили изоляцию, отмену лекций, всеобщую разобщенность на фоне бедности. Мы видели множество студентов обращающихся за бесплатной едой,, так как они лишились приработка. Макрон самый молодой президент, но он не транслирует ничего в отношении молодых избирателей»

Писатель-франковед Уильям Дроздяк подчеркнул, что выборы проявили «расколотое французское общество, когда при большом проценте не проголосовавших, многие голосовали за ультралевых и и ультраправых»
Агнешка Блок отметила, что «существует большая группа французов, которую “забыли” и Марин Ле Пен, и Эммануэль Макрон. В 2017 году большинство мусульман Франции голосовало за кандидата от левых. В первом туре нынешних выборов, “забытые” основными кандидатами 70% мусульман проголосовали за ультралевого Жана-Люка Меланшона»

Стивен Крамер, объяснил провал политики президента Макрона в отношении ислама: «В начале первого срока Макрон проявил себя в глазах мусульманской общины как многообещающий лидер. Ожидания были большими, но ничего не произошло. В конце срока в своих выступлениях Макрон снова заговорил о проблемах мусульман, но коснулся только мусульманского сепаратизма, и ничего не сказал о дискриминации и неравноправии»

Селия Белен была настроена более оптимистично в отношении поддержки мусульманской общины Франции, констатировав интересный подход тех ее представителей, которые агитировали за Эммануэля Макрона: «Не голосовать за Макрона - это привилегия белых». То есть, обращение к мусульманской общине было таково: «вам придётся проголосовать за Макрона».

Участники дискуссии описали предстоящее развитие политической ситуации во Франции. Уильям Дроздяк практически уверен, что президент Франции Эммануэль Макрон «на втором сроке больше сосредоточится на европейских проблемах. Это - экология и пандемия. Глядя на кризис в Германии, вызванный зависимостью от поставок нефти и газа из России, Макрон делает ставку на лидерство Франции в атомной энергетике.Он приложит все усилия для того, чтобы Европа могла сама обеспечивать свою безопасность и оборону, потому что если США сосредоточатся на противостоянии с Китаем, то Европе придется самой укреплять обороноспособность»

Эксперты не отказали себе в обсуждении личных качеств победителя президентской гонки во Франции. «Избранному президенту очень важно найти способ общения с “отвергнутыми” людьми, найти способ, как построить разговор с ними. Дать им понять, что их проблемы могут быть решены по-другому. Для этого необходимо обаяние как у Жака Ширака, который мог говорить с кем угодно. У Макрона полно идей гораздо более глубоких, чем у Ширака, но ему необходимо развивать интуицию и эмпатию, которых от него ждут обыкновенные избиратели» - такую уверенность выразил Стивен Крамер.

О том, какие уроки извлек из своего первого срока правления Эммануэль Макрон, размышлял и Уильям Дроздяк: «Вероятно, он станет в большей степени «президентом по внешней политике», особенно если его партия не получит большинства на парламентских выборах летом. Он будет отдавать Европе и международным отношениям больше сил, поскольку он понимает, что многие его решения внутри страны будут парализованы его оппонентами»
С этим была не совсем согласна Селия Белен. «Макрон очень амбициозен. Это не его тип: взять и отстранится от внутренних дел»

Стивен Крамер описал перспективы второго срока Эммануэля Макрона так: «Мы не знаем какие уроки он извлек. Есть надежда, что он примет идеи, которые здесь прозвучали. Я думаю, что одну вещь он должен обязательно сделать: научится не браться за все сразу, а решиться назначить более сильных министров. И сильного Премьер-министра. Обычно этого боятся президенты Франции: чтобы этот человек не стал конкурентом на предстоящих выборах, но он ведь больше не пойдет на выборы. Во внешней политике Макрону не удастся добиться успеха до тех пор, пока не будет решена проблема Украины. Никто не знает, как там пойдет дело и как долго. Это самое важное в вопросе европейской безопасности. Хороший премьер-министр, который поможет решать проблемы внутренней политики, освободит его силы для внешней политики. Важно также, чтобы Макрон смог донести французам позитивную идею: что ждет их в будущем, куда движется их страна»

XS
SM
MD
LG