Линки доступности

Экономическая свобода в цифрах


Американский Фонд «Наследие» (Heritage Foundation) совместно с «Уолл-Стоит Джорнал» недавно опубликовал свой рейтинг экономических свобод в разных странах мира. Лидером оказался Гонконг, второе и третье место достались Сингапуру и Австралии соответственно. США расположились на 8 месте, а список первых 50-ти стран замкнула Латвия. Члены нового Таможенного союза оказались по разные стороны баррикад: Казахстан уверенно вошел в сотню, заняв 83-е место, а вот Россия и Беларусь значатся в конце списка – на 143 и 150 месте. Если говорить о параметрах оценки, то Казахстан и Беларусь значительно опережают Россию в показателях свободы бизнеса и торговли. Зато в области свободы от коррупции все три государства заработали примерно одинаковое количество баллов.

Эксперт Фонда «Наследие» Энтони Ким, работавший над рейтингом, отвечая на вопросы Русской службы «Голоса Америки», отметил, что выигрышная позиция Казахстана в таблице не удивительна. «Приверженность республики идее экономического реформирования делает свое дело», – считает аналитик. Такая тенденция позволила Казахстану в период глобальной рецессии улучшить свой показатель экономических свобод на 0,9 пунктов; в то время как рейтинги большинства его соседей, наоборот, понизились.

Казахстанский политолог и главный редактор журнала о малом и среднем бизнесе Эдуард Полетаев разделяет оптимизм иностранных экспертов, которые отвели республике 82-е место в списке из более 170 стран. Однако «ложкой дегтя в этой бочке меда», по мнению эксперта, может стать та тройка слабых мест казахстанской экономики, которую выделили эксперты Фонда «Наследие» – ограничение свободы капиталовложений, имущественные права, а также коррупция.

«Даже в условиях кризиса по отношению к РК эта таблица оказалась комплиментарна, – отмечает Полетаев. – Что касается проблем, то низкий индекс имущественных прав связан с озабоченностью иностранных экспертов, у которых требования об ужесточении наших закондательные актов вызывают дискомфорт. Коррупция традиционна для стран с недолгой историей независимости. А в плане капиталовложений Казахстан сейчас на пути повышения привлекательности. Но несмотря на то, что у нас в стране присутствует политическая стабильность, есть риск смены лидера, которая рано или поздно произойдет. Это может привести к пересмотру существующих договоренностей, а потому так называемые «длинные деньги» в республике не приживаются. Особенно если мы говорим о вложениях местных бизнесменов, у некоторых из которых остались свои «скелеты в шкафу» еще с начала 90-х годов. Но в любом случае нельзя отрицать тот факт, что наши показатели по сравнению с прошлым годом улучшились. Плюсом этого рейтинга являются параметры, которые измеряются в динамике, что помогает проследить прогресс той или иной страны. У нас он положительный, чего не скажешь о наших соседях по Таможенному союзу. Думаю, этот факт сыграет нам на руку при обсуждении роли каждого члена ТС на высшем уровне».

Эдуард Полетаев уверен, что свое 82-е место в списке в той или иной степени экономически свободных стран Казахстан заслужил. Кроме того, по мнению эксперта, аналитики Фонда «Наследие» подходят к своим оценкам менее политизированно, чем некоторые их коллеги.

А вот главный экономист российской управляющей компании «Финам менеджмент» Александр Осин, хоть и признает промахи руководства страны в ведении экономической политики, 143-е место, отданное России, считает результатом предвзятости американских экспертов.

«Могу сказать, что мы во многих рейтингах сейчас нелестно выступаем. Разумеется, здесь играют роль и наши собственные недостатки, но и элемент предвзятости к России присутствует, – уверен Осин. – Но не могу не согласиться с тем, что мы действительно проводим достаточно закрытую политику в сфере экономических свобод. К тому же сказывается слабость государства с точки зрения бюджетной политики, которая носит в первую очередь социальный характер. Низкая роль государства в экономике в целом повлияла на то, что весь контроль в этой области перешел к коррупции».

Тот факт, что Казахстан позитивно представлен в экономических рейтингах, экономист считает в том числе и результатом сокращения внешнего долга банков республики в прошлом году. «России же для того, чтобы улучшить ситуацию, стоит увеличить присутствие государства в экономических процессах», – считает Осин.

Энтони Ким из Фонда «Наследие», в свою очередь, отмечает, что недавно образованный Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России может помочь трем государствам создать новую почву для реформ в направлении расширения экономических свобод. «Однако, – подчеркивает эксперт, – как будут использованы эти возможности, зависит исключительно от желания руководства каждого из государств-членов сделать экономику своих стран более открытой и гибкой».

XS
SM
MD
LG