Линки доступности

Восток Украины: разделит ли Донбасс судьбу Южной Осетии?


Владимир Путин не исключил признания Россией «ДНР» и «ЛНР»

Признание Россией независимости так называемых «ДНР» и «ЛНР» сильно осложнит дальнейшее мирное урегулирование в зоне конфликта. Об этом заявил 19 апреля глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер телеканалу ARD, комментируя заявления президента Владимира Путина, сделанные накануне.

При этом глава МИД ФРГ подчеркнул, что принцип территориальной целостности Украины не может подвергаться сомнению, в том числе – и в соответствии с Минскими соглашениями.

Напомним, что в субботу, 18 апреля, Владимир Путин на канале ВГТРК, рассуждая о потенциальной возможности признания Москвой самопровозглашенных «народных» республик, по сути, оставил этот вопрос без конкретного ответа.

«Я сейчас не хотел бы на этот счет говорить, – заметил он. – Потому что чего бы я ни сказал, все может быть контрпродуктивно. Мы будем смотреть по реалиям, которые возникают в жизни», – заявил российский президент.

Русская служба «Голоса Америки» попросила высказаться по этой теме российских экспертов.

По мнению директора Центра восточноевропейских исследований, политолога Андрея Окары, заявление Путин никак не согласуется с Минскими договоренностями.

«То, сейчас что происходит на востоке Украины, вообще очень мало сообразуется с этими договоренностями, чей правовой статус тоже вызывает очень много вопросов», – констатировал он.

Как ему кажется, в условиях продолжающейся гибридной войны подобная позиция Кремля выглядит вполне естественной.

«Такая война как раз и состоит из различных информационно-психологических и дипломатических шагов, чтобы по возможности запутать противника относительно своих истинных намерений, – пояснил Окара. – Ведь до этого Путин постоянно давал понять, что никакого признания ДНР и ЛНР быть не может».

В Украине, насколько известно эксперту, многие ожидают начала активных боевых действий на Донбассе в преддверии 9 мая.

«Поэтому, думаю, к этому заявления нужно относиться более чем серьезно», – резюмировал он.

По его оценке, признание ДНР и ЛНР повлечет за собой массу негативных последствий для России.

«Это и усиление санкций, и осуждение цивилизованным миром, и заседание Совбеза ООН, которое, правда, скорее всего, ни к чему не приведет, учитывая, что Россия имеет там право вето, – уточнил политолог. – В общем, это вновь обострит украинский кризис и сделает ситуацию непредсказуемой».

Президент института региональных проектов и законодательства, заведующий кафедрой права МФТИ, политик Борис Надеждин согласен, что слова Путина абсолютно не соотносятся с Минскими соглашениями.

«Они прямо начинаются с признания целостности Украины, и вообще по тексту соглашений ДНР и ЛНР упоминаются не как республики, а как отдельные районы Донецкой и Луганской областей», – подчеркнул он.

Надеждин предположил, что в случае, если в рамках Минских соглашений не удастся достичь политического урегулирования, то есть ДНР и ЛНР не вернутся в состав Украины, то эти «республики» станут чем-то вроде Абхазии и Южной Осетии.

«А де-факто они будут частью России, во всяком случае, в социальном и экономическом смысле точно, – продолжил он. – Значит, туда пойдут пенсии из российского бюджета и так далее».

Как ему представляется, признание Москвой ДНР и ЛНР – крайне плохой сценарий развития событий.

«Реакция со стороны Запада на это будет соответствующей, а главное – конфликт затянется на очень долгое время, что печально», – обобщил политик.

В своем субботнем интервью Владимир Путин, помимо прочего, счел «контрпродуктивными» потенциальные поставки в Украину оружия из Израиля. На возможность таких поставок недавно весьма прозрачно намекнуло израильское руководство.

«Думаю, что это контрпродуктивно, – заметил Путин. – Если речь идет о летальном оружии. Потому что это только приведет к дополнительному витку противостояния».

Ранее представитель Госдепартамента Мари Харф, отвечая на вопросы журналистов, сказала, что на востоке Украины находится «огромное количество» российских военных.

«Мы знаем, что российские военные продолжают действовать в восточной Украине. И, как сказал госсекретарь, никакая пропаганда не сделает правду, которую мы совершенно четко знаем, ложью. Так что мы сосредоточены на том факте, что Россия не может соответствовать взятым на себя минским обязательствам... Существует возможность дипломатического выхода [из кризиса]. Они им, однако, до сих пор не воспользовались», – заключила Харф.

По словам Андрея Окары, Путин, наверное, имел ввиду, что «только поставки российского вооружения сепаратистам будут продуктивными».

«Исходя из его логики, он абсолютно прав, но это отнюдь не исключает того, что Украина вправе воспользоваться помощью других государств в борьбе за собственный суверенитет и незыблемость границ», – подытожил политолог.

Борис Надеждин заметил, что хотя Россия и не признает официально того, что поставляет оружие сепаратистам, на самом деле военная помощь со стороны Москвы оказывается ДНР и ЛНР очень серьезная.

«В чем прав Путин, так это в том, что любые поставки в зону противостояния оружия, что российского, что любого другого – путь к эскалации конфликта», – заключил он.

По данным ООН, число жертв на востоке Украины превысило шесть тысяч человек.

XS
SM
MD
LG