Линки доступности

Стены Капитолия не укрывают от закона


Дюк Каннингем
Дюк Каннингем

Американские «слуги народа» подотчетны тем, кому обязаны служить

10 мая этого года исполнится 40 лет со дня исторического воздушного боя в небе Вьетнама. В тот день 1972 года пилот истребителя-бомбардировщика «Фантом» Рэндалл «Дюк» Каннингем одержал победу над «полковником Нгуэном Туном», или «полковником Томбом» – легендарным северовьетнамским асом, на счету которого, как утверждали, было 13 уничтоженных американских самолетов.

Впрочем, многие считают «полковника Туна» мифическим персонажем. Северовьетнамские пилоты рисовали звездочки на фюзеляже самолета, означавшие воздушные победы, вне зависимости от того, кто их одержал. Так, если на истребителе летали, допустим, три разных летчика, каждый из которых сбил по пять самолетов, то его борт украшали 15 звездочек. Получалось, что победы одерживал самолет, а не его пилоты.

Это шло в разрез с общепринятой практикой, согласно которой, за каждым летчиком был закреплен его истребитель и на борт этой машины наносились лишь те отметки о победах, которые одерживал ее единственный хозяин. Поэтому если в небе Вьетнама «Фантому» встречался МиГ, нос которого был весь украшен звездочками, то это еще не означало, что его пилотирует ас, по своему мастерству и результативности соизмеримый с Александром Покрышкиным или Иваном Кожедубом. Кстати, через много лет после окончания войны ветераны-вьетконговцы признавались своим бывшим противникам, что «полковник Тун» был действительно мифическим персонажем, созданным северовьетнамцами в пропагандистских целях.

Но как бы то ни было, в тот майский день Дюку встретился именно такой «звездочный» МиГ-17. После напряженной воздушной схватки, в ходе которой противники продемонстрировали чудеса маневренного боя, «Фантому» удалось зайти в хвост МиГу и поразить его ракетой. Американцы посчитали, что был сбит именно «полковник Тун».

Впрочем, 10 мая запомнился Каннингему, а вместе с ним и историкам авиации не только этим боем. В тот день это был уже третий МиГ, уничтоженный Дюком. В добавление к двум сбитым раньше самолетам три новых победы принесли Каннингему и второму члену его экипажа – оператору радарного оборудования Уильяму Дрисколлу – звание «асов». Американским летчикам-истребителям, чтобы удостоиться такой чести, достаточно было уничтожить 5 самолетов противника.

Потом, после окончания войны, стало ясно, что Каннингем и Дрисколл, действовавшие с авианосца, вообще стали единственными «асами» среди пилотов ВМС США, участвовавших в том конфликте, ибо только у них из всех морских летчиков было 5 подтвержденных воздушных побед. А среди всех пилотов всех видов американских вооруженных сил, задействованных в войне во Вьетнаме, лишь 5 летчиков, включая Каннингема, официально стали «асами».

Дюк стал одним из пилотов, получивших наибольшее количество наград за всю историю вьетнамского конфликта. Его заслуги были отмечены Крестом ВМС, двумя Серебряными звездами, 15 медалями «За летные заслуги» и одной медалью «Пурпурное сердце» за ранение. Таким образом, имя Дюка оказалось вписанным золотыми буквами в историю авиации США.

После войны Каннингем продолжил службу инструктором в школе повышения летного мастерства пилотов ВМС. Эта расположенная в Калифорнии школа под названием Top Gun получила всемирную известность в том числе и благодаря снятому в 1986 году одноименному фильму, где главную роль исполнил Том Круз.

Многие считают, что именно Дюк стал прототипом белозубого красавца-летчика, чьи летное мастерство и амурные подвиги сделали больше для увеличения числа желающих стать пилотами ВМС, чем усилия всех флотских пропагандистов вместе взятые. Во всяком случае, знаменитый воздушный прием Маверика (Тома Круза), когда он распрямляет крыло своего F-14, чтобы резко сбавить скорость и зайти в хвост своему учебному противнику, был взят именно из боя Каннингема с «полковником Туном» (с поправкой на то, что у «Фантома» было обычное, а не изменяющее свою геометрию крыло, а потому Дюку, чтобы затормозить, пришлось выпустить воздушные тормоза).

О Каннингеме писали газеты и журналы, рассказывали по телевидению и радио. Его фотографии – в форме, у самолета, во время награждения Крестом ВМС – украшали страницы печатных изданий. Десятки восторженных поклонниц безуспешно пытались отыскать его адрес (не подлежащий разглашению, как и у каждого американского военнослужащего), чтобы отправить ему письмо с выражением восхищения.

Их можно было понять. Каннингем был эталоном «стопроцентного американца» – храбрый, внешне привлекательный, отлично овладевший настоящей «мужской» профессией, истинный патриот своей страны. Еще до того, как стать летчиком, добился успехов на гражданском поприще – после окончания университета по специальности преподавателя физкультуры работал тренером по плаванию и настолько результативно, что один из его учеников стал чемпионом Олимпийских игр 1968 года, а другой на тех же играх завоевал серебряную медаль.

Итак, образцовый носитель лучших американских ценностей и… «самый коррумпированный конгрессмен за всю историю США», названный так журналистами Copley News Service, которые помогли раскрыть его неблаговидные деяния.

Падший «ангел»

В 1987 году в возрасте 46 лет Каннингем ушел в отставку и поселился в пригороде калифорнийского города Сан-Диего. Разумеется, профессиональное «наслаждение жизнью» было не для бывшего аса и в общем-то еще молодого мужчины. Дюк становится консультантом для телеканала «История», а после – и для CNN по авиационным вопросам. Его умение говорить, кругозор, наконец, харизма привлекли к нему внимание политиков.

Каннингем получил предложение, «от которого не смог отказаться» – стать конгрессменом-республиканцем от одного из округов Сан-Диего. В 1990 году он занял место в Конгрессе. Своим избирателям он пообещал, что те «будут гордиться им».

Мы не знаем, был ли у его избирателей повод гордиться своим конгрессменом. Вполне возможно, что да. Но через 15 лет у них появился вполне конкретный повод для стыда за него. Как выяснилось, Дюк, входя в комитет по военным закупкам, неоднократно брал взятки у подрядчиков Пентагона за выдачу им наиболее выгодных контрактов даже в тех случаях, когда в их продукции или услугах не было никакой необходимости. Роскошный дом, шикарная яхта, взятки наличностью, измеряемые сотнями тысячами долларов, а также, по сведениям The Wall Street Journal, «девушки по вызову», лимузины и люксовые номера в пятизвездочных отелях – вот как благодарили подрядчики своего благодетеля.

Каннингем сложил с себя полномочия конгрессмена. Не сделай он этого – стал бы «изгоем», формально имеющим полномочия законодателя, но без права работать в каких-либо комитетах или участвовать в голосованиях. Так продолжалось бы до тех пор, пока комитет по этике Конгресса не закончил бы расследование его деятельности, после чего Дюк все равно лишился бы своего кресла на Капитолийском холме.

Каннингем полностью сознался в инкриминируемых ему преступлениях. Обвинение запросило для него 10 лет тюрьмы, однако защита попросила о снисхождении с учетом его боевых заслуг, возраста и состояния здоровья. Судья пошел навстречу адвокатам Дюка и приговорил его… к 8 годам и 4 месяцам тюрьмы. Большей «скидки» бывший герой войны во Вьетнаме, боевой заслуженный летчик и бывший конгрессмен получить не смог.

Самый заметный, но не «исключение из правила»

Каннингем был не первый конгрессмен, кто ощутил на себе меч американской Фемиды, «пробившей» стены Капитолия, чтобы покарать виновного. Тремя годами раньше оттуда был изгнан член Палаты представителей Джеймс Трафикант после того, как ему были предъявлены обвинения в получении взяток, уклонении от уплаты налогов, рэкете и даже в том, что он заставлял своих помощников петь хором у него на ферме и в его доме-барже в Вашингтоне. Трафиканта посадили в тюрьму сроком на семь лет, откуда он вышел лишь в 2009 году.

Но были «герои» и до Трафиканта. После окончания Второй Мировой войны и по настоящее время почти 60 законодателей были привлечены к уголовной ответственности и лишены мест в Капитолии. Подавляющее большинство из них получили разные сроки тюремного заключения.

Интересно, что в пропорциональном отношении больше всего законодателей (количество пойманных на количество лет пребывания у власти того или иного президента) попалось на неблаговидных деяниях в период «двухсрочных» правлений администраций Рональда Рейгана (1981-1988), Билла Клинтона (1993-2000) и Джорджа Буша-младшего (2001-2008). Видимо, застой в сфере исполнительной власти, пусть и полностью определенный волей избирателей, способствует размножению коррупции, в том числе и в США.

В 2006 году сенатор Джон Керри внес на рассмотрение Конгресса законопроект под названием «Закон о лишении федеральной пенсии» (неофициально названный «Законом Дюка Каннингема»), который, как следует из его названия, предусматривает лишение государственных пенсий законодателей, совершивших должностные преступления. В настоящее время такой закон уже действует в отношении назначаемых сотрудников правительственных органов.

День нынешний

С момента осуждения Дюка прошло почти семь лет. Но стало ли за это время среди обитателей Капитолийского холма меньше желающих продолжить «дело Каннингема и Трафиканта»?

7 февраля нынешнего года в Вашингтоне разразился мини-скандал. Газета The Washington Post опубликовала статью – журналистское расследование. Сотрудники редакции проанализировали то, как и куда направляли деньги конгрессмены и сенаторы за прошедшее десятилетие, и получили достаточно шокирующие результаты. Оказалось, что из 535 законодателей 33 члена Палаты представителей потратили более 300 миллионов долларов из федеральных средств на обустройство территорий и местностей, где находились их дома, а некоторые расходовали деньги из госбюджета на поддержку фирм и компаний, где работали их родственники.

Согласно правилам профессиональной этики, установленным самим Конгрессом, подобные действия не являются незаконными и не подлежат публичной огласке. В конце концов, деньги эти не ложатся кому-то в карман, а идут на создание или поддержание десятков, а иногда и сотен рабочих мест, даже если это места на предприятии, которым владеет или управляет член семьи законодателя.

Однако не будем забывать, что, по мнению американских граждан, нынешняя непростая экономическая и социальная ситуация в США стала во многом результатом подковерной игры банкиров, биржевых маклеров и покровительствующих им органов власти. Наиболее рельефно это мнение выразилось в движении «Захвати Уолл-стрит». В этих условиях совершать действия, пусть с формальной точки зрения и далекие от проступков Каннингема и Трафиканта, но все равно косвенно направленные на улучшение личного благосостояния законодателей, было весьма опасно для авторитета Конгресса.

Об этом прямо сказал сенатор Патрик Лихи: «Если мы серьезно хотим восстановить веру в правительство и покончить с вопиющими правонарушениями, примеры которых мы наблюдали за прошедшие несколько лет в ходе расследования актов коррупции, совершенных высокопоставленными чиновниками, Конгресс должен безотлагательно выработать и принять действенные антикоррупционные законы».

Один из значимых шагов в данном направлении был сделан 9 февраля, когда Палата представителей одобрила законопроект, запрещающий конгрессменам и сенаторам заниматься инсайдерской торговлей. Это означает, что они более не имеют право использовать доступную им информацию «для служебного пользования», которая могла бы подсказать, куда выгодно вложить деньги, акции какого предприятии нужно купить, а какого – продать.

Содержал законопроект и довольно радикальное требование ввести постоянный запрет на финансовую поддержку законодателями отдельных небольших проектов (обычно такого рода поддержка оказывается «пакету» проектов). Авторы идеи постоянного запрета полагали, что таким образом смогут полностью исключить фактор личной заинтересованности обитателей Капитолийского холма в определении сфер, в которые следует направить федеральные средства. Однако представители Республиканской партии убрали этот пункт из законопроекта, посчитав, что действующий в настоящее время двухлетний мораторий на поддержку отдельных небольших проектов (введен в начале 2011 года) является действенной преградой на пути возможных злоупотреблений.

В свое время Воланд из «Мастера и Маргариты» философски заметил по поводу человеческой натуры: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну что ж… обыкновенные люди». Но хорошо, когда в государстве на пути неуемной тяги к деньгам некоторых «слуг народа» стоят с одной стороны жесткие законы, не делающие скидки на «высокое» положение, а с другой – «четвертая власть» в виде СМИ, способная изобличить этих «слуг», лишив их, таким образом, возможности и дальше оказывать народу свои «услуги».

XS
SM
MD
LG