Линки доступности

Нужен ли России Восточный экономический форум?


Баннер Восточного экономического форума во Владивостоке (фото: «Голос Америки»)
Баннер Восточного экономического форума во Владивостоке (фото: «Голос Америки»)

Эксперты о том, почему буксуют инвестиции в технологическое развитие российского Дальнего Востока

ВЛАДИВОСТОК - 4 сентября во Владивостоке стартовал Восточный экономический форум, на котором иностранные бизнесмены и лидеры государств надеются договориться о взаимном сотрудничестве, а российская власть - подтолкнуть развитие своих восточных регионов. Зачем Москве нужен формат ВЭФ, и успешно ли Россия развивает свой Дальний Восток?

ВЭФ-2019: встреча на острове

Остров Русский, расположенный недалеко от Владивостока, уже не первый год принимает гостей высокого уровня. В 2012 году здесь собрались главы 21 региональной экономики в рамках Саммита АТЭС, а в апреле глава КНДР Ким Чен Ын провел здесь свою первую встречу с российским президентом. В свою очередь, визиты самого Владимира Путина на остров носят ежегодный характер - Восточный экономический форум (ВЭФ) традиционно проводится во Владивостоке каждый сентябрь.

Помимо Путина, свое присутствие на ВЭФ-2019 подтвердили главы нескольких государств, в том числе Малайзии, Индии, а также традиционные гости форума - лидеры Японии и Монголии. Помимо глав государств ВЭФ посетят и представители бизнеса из Китая, Европы, Южной Кореи, стран АСЕАН, Японии и Индии. В этом году остров Русский посетят и представители американских деловых кругов: в комментарии «Голосу Америки» генеральный консул США во Владивостоке Луис Кришок сообщил, что в форуме примут участие ряд американских компаний, а также представители Торговой палаты США.

ВЭФ-2019: местные жители не против пригласить Трампа
please wait

No media source currently available

0:00 0:01:58 0:00

Тогда, как одна из задач ВЭФ - изучить варианты сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, вторая задача, на которую российское руководство возлагает большие надежды, - развитие Дальнего Востока. Ожидалось, что ВЭФ, наряду с несколькими другими региональными проектами - «Дальневосточным гектаром» и особыми экономическими режимами - помогут вдохнуть жизнь в крупнейший и один из самых проблемных регионов страны. И, несмотря на ряд успехов, реальные темпы развития Дальнего Востока многих разочаровали.

Идем на Восток? Эксперты о целях форума

Выбор формата ВЭФ как многостороннего экономического форума продиктован не только лишь стремлением Москвы развивать Дальний Восток. По мнению аналитика издания NK News Энтони Ринны, такой формат обусловлен желанием России закрепиться в регионе, не попав под влияние более сильного игрока.

«Россия выстраивает свою экономическую стратегию в рамках сотрудничества сразу с несколькими государствами, полагая, что экономическая сфера позволит Кремлю быть независимым игроком в АТР и не полагаться ни на одно из государств», - считает Ринна. Эксперт отмечает, что «в условиях, когда США остаются ведущей военной державой в регионе, а Китай является экономическим лидером, у России куда больше шансов добиться какого-то влияния в АТР через развитие экономики, нежели военный потенциал».

По ожиданиям Кремля, ВЭФ должен не только увеличить масштаб сотрудничества в АТР, но и сделать его более регулярным. По словам Леонида Козлова, эксперта Дальневосточного федерального университета (который и является местом проведения ВЭФ), расстояние имеет большое значение в данной ситуации: «до того, как была создана переговорная площадка в формате Дальневосточного федерального университета, личные встречи президента России с главами восточноазиатских государств и встречи более низкого уровня происходили гораздо реже. Просто потому, что из Японии, из Токио, Пекина или Сеула очень далеко лететь в Москву».

При этом проведение форума на российском Дальнем Востоке имело принципиальное значение. По мнению Леонида Козлова, «правительство России изначально ставило задачу, что форум будет рекламой инвестиционных возможностей Дальнего Востока: иностранный бизнес увидит, какие у нас есть возможности и будет сюда инвестировать, а иностранные правительства поймут, что это хорошее дело и что с правительством России можно договариваться».

Почему не удается развивать Дальний Восток?

Однако, как полагает ряд экспертов, эффективность подобной «рекламы» наталкивается на множество проблем, не способствующих развитию восточных рубежей страны. По мнению Леонида Козлова, первоначальные ожидания российских властей оказались завышены: «Стало понятно, что бежать впереди паровоза не очень получается. И, я надеюсь, стало понятно российскому экономическому блоку, что реклама не должна отрываться от реального внутреннего состояния региона, его экономики и его инвестиционной базы. [...] В теории “мягкой силы” важнейший постулат, на который указывают теоретики - когда вы себя презентуете, надо “быть”, а не “казаться”. Мы не можем сказать, что у нас отличный инвестиционный климат, когда он не очень хороший, или когда он совсем плохой».

Причины далеко не самой комфортной обстановки для инвесторов кроются отчасти в специфике самого региона. Эксперт Центра комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО Анна Киреева утверждает, что наладить эффективную систему в таком сложном регионе, как Дальний Восток, за короткие сроки невозможно. Среди проблем эксперт отметила высокие транспортные издержки, высокую (по сравнению с развивающимися странами Азии) заработную плату, высокие затраты на электроэнергию, а также слишком узкий внутренний рынок в регионе.

«Объективно Дальний Восток не может служить рынком сбыта для продукции различных стран, - подчеркнула Киреева. - Например, если придут японские, южнокорейские, китайские инвесторы, которые захотят разместить производство на Дальнем Востоке, то дальше этот товар они должны отправлять в европейскую часть России или в Европу, где живет бóльшая часть населения с высоким потребительским спросом в России, либо на азиатские рынки». Эксперт отметила, что из-за подобной проблемы многие компании сразу размещают производство в европейской части России, минуя Дальний Восток.

Ограниченность рынка во многом связана со сравнительно небольшим (притом убывающим) населением - около 8 млн человек, проживающих на территории, которая превышает суммарную площадь европейских государств. Однако попытки решить эту одну из главных проблем региона на данный момент мало к чему привели.

Одна из самых громких инициатив, призванных замедлить убыль населения ДВ, - программа «Дальневосточный гектар», предусматривающая выделение участка дальневосточной земли на безвозмездной основе (сроком до пяти лет с возможностью дальнейшего переоформления в собственность или аренду). Однако один из самых амбициозных проектов на данный момент вызывает по большей части критику: сказывается отсутствие инфраструктуры, слабая поддержка тем, кто решился открыть бизнес на новом гектаре, непригодность многих участков к хозяйственной деятельности и т.д.

По мнению Юрия Авдеева, эксперта Тихоокеанского института географии ДВО РАН, подобная политика не сможет привлечь на Дальний Восток жителей западных регионов России. «Гектар не является тем стимулом, который действительно привлечет сюда население, уверен Авдеев. - В результате почти 90% счастливых владельцев - это жители Дальнего Востока. Численность населения при этом за то время, что существует кампания с гектаром, только уменьшалось».

По мнению же Стивена Фортескью, профессора Университета Нового Южного Уэльса (Австралия), проблему в медленном развитии Дальнего Востока следует искать в приоритете ресурсной экономики над более высокотехнологичной экономикой: «тема ВЭФ - развитие Дальнего Востока через инвестиции из азиатских стран для создания высокотехнологичных производств, что, на мой взгляд, не сработало - многие из предприятий, запущенных на Дальнем Востоке, работают в отрасли природных ресурсов».

Профессор отметил, что российская стратегия в регионе «состоит из двух аспектов, притом, чем больше Россия преуспевает в одном, тем менее вероятен успех в другом. Чем больше России удается использовать Дальний Восток как хаб для транспортировки природных ресурсов, тем медленнее будет развитие самого Дальнего Востока. Я полагаю, что Россия будет наращивать экспорт ресурсов в страны АТР, и поэтому развитие Дальнего Востока не будет таким успешным».

XS
SM
MD
LG