В понятие «любитель» многие вкладывают обидный смысл. Дескать, дилетант, самоучка. Вот профессионалы - они народ серьезный. Потому что профессионалы. Такое предубеждение против «любителей» чревато заблуждением. Вспомнить хотя бы спортсменов-олимпийцев. Уставом Олимпийского комитета им запрещено быть профессионалами. Среди великих «любителей» - Ван Гог, Менделеев, Бородин, Белл, Эдисон, Франклин. Солидная компания.
Коллектив Оркестра Медицинского центра Хьюстона объединяет любителей самого высокого уровня. Хьюстонские врачи относятся к музыке профессионально серьезно. Еженедельные репетиции и периодические благотворительные концерты создали оркестру авторитет и репутацию одного из ведущих любительских коллективов страны. Свой десятилетний юбилей оркестр встречает новыми планами на следующий – одиннадцатый - сезон.
“Музыка, которую мы создаем, в своем роде уникальна, - рассказывает художественный руководитель и дирижер Симфонического оркестра Медицинского центра Хьюстона, маэсто Либи Лебел. - Все музыканты в составе оркестра, кроме меня, работают в медицинской отрасли врачами, медсестрами, исследователями. Музыка в их исполнении обладает поистине целебными свойствами. Она вдохновляет самих врачей, вдохновляет дарить жизнь и передавать положительную духовную энергию пациентам. Кроме того, режим работы у врачей очень напряженный. Музыка помогает им снимать стресс и напряжение”.
Г-жа Лебел - уроженка советского Фрунзе, ныне Бишкека, столицы Кыргызстана, основала оркестр собственными силами десять лет назад и с тех пор является его бессменным дирижером и худруком.
«Для нас создание оркестра стало настоящей творческой отдушиной, - говорит кардио-хирург Грейди Холман, тромбонист. - Мы все играем с детства, но возможности всерьез посвятить себя музыке, не принося в жертву медицину, ни у кого из нас до сих пор не было».
«Удивительно, но талантливые медики часто оказываются талантливыми музыкантами, - рассказывает скрипачка Ариела Альперт, доктор медико-биологических наук. – Играть в одном оркестре с музыкантами такого высокого уровня лично для меня является удовольствием совершенно особого рода».
Занятия в оркестре для врачей-музыкантов отнюдь не легкомысленное развлечение. Выступления проходят в настоящих концертных залах в обстановке филармонического концерта. Вырученные с концертов средства перечисляются в пользу здравоохранительных благотворительных учреждений и фондов. Так что даже в свободное время врачи продолжают оказывать помощь - как медицинскую, так и духовную.
Несмотря на радость созидания и работы в творческом коллективе, поддерживать работоспособность оркестра порой бывает трудно. Г-жа Лебел вынуждена выполнять функции не только худрука, но и педагога, и терпеливого администратора. Многие музыканты нуждаются в постоянной работе над своим исполнительским мастерством. Каждому из них Либи Лебел дает еженедельное домашнее задание.
Кроме того, американские врачи - чрезвычайно занятые люди. Они вечно дежурят. Могут покинуть репетицию по вызову в любой момент или вообще не придти. Время между приемами пациентов, обходами больных и операциями крайне ограничено. Из своих отделений в клиниках медики приходят на репетиции в белых халатах и разноцветной стерильной спецодежде. С репетиций они снова разбегаются по больницам - кто на дежурство, кто на прием. Времени репетировать у них тоже практически нет. Вся основная работа по разучиванию и отработке произведений происходит на общей репетиции раз в неделю. Поэтому среди врачей-музыкантов ценится умение читать музыку с листа.
Как настоящий чуткий руководитель большого и сложного коллектива, Либи старается создавать на репетициях атмосферу творчества и доброжелательного сотрудничества, ведь после тяжелого рабочего дня сесть за пюпитр нелегко. Врачи приходят на репетиции, чтобы получить радость от общения с музыкой. Либи об этом не забывает. «Я ужасно их всех люблю, - признаётся она,- и они об этом знают. Я очень им всем благодарна, просто за то, что они поверили в наш оркестр».