Линки доступности

Россия критикует США за принятие акта «О поддержке свободы в Украине»


Сергей Лавров и Джон Керри (архивное фото)
Сергей Лавров и Джон Керри (архивное фото)

Эксперты считают, что закон может отразиться на шагах по урегулированию в Украине

МОСКВА – Москва в пятницу с ожидаемым раздражением отреагировала на подписание накануне президентом США Бараком Обамой принятого Конгрессом США закона «О поддержке свободы в Украине». Документ, в частности, дает право американскому лидеру ввести дополнительные санкции в отношении российского нефтяного и энергетического сектора, а также компании «Рособоронэкспорт».

В документе отмечается, что Барак Обама должен принять ограничительные меры в отношении «Рособоронэкспорта» не позднее, чем через 30 дней после подписания акта. Законом также предусмотрена возможность оказания помощи США военному, оборонному, энергетическому и гражданскому секторам в Украине и внутренне перемещенным лицам в этой стране.

Первой реакцией на подписание закона было сообщение российского МИДа о разговоре его руководителя Сергея Лаврова по телефону с госсекретарем США Джоном Керри, в котором Лавров «указал на то, что подписанный президентом США закон «О поддержке свободы Украины", грозящий новыми санкциями против России, способен надолго подорвать возможности нормального взаимодействия между нашими странами».

Позже вышел официальный комментарий российского МИДа, где реакция была более развернутой и жесткой. В заявлении российского внешнеполитического ведомства говорится, что «состряпанный американским Конгрессом на скорую руку закон ''О поддержке свободы Украины'' — откровенно антироссийский по своему характеру».

«Мы многократно заявляли и подтверждаем вновь, что попытки экстерриториального применения американского законодательства для нас юридически ничтожны. Они идут вразрез с общепризнанными нормами международного права. Политически же принятое в Вашингтоне решение подводит под российско-американские отношения мощную мину, способную подорвать перспективу нормального взаимодействия по многим направлениям, в том числе, в вопросах, в решении которых заинтересованы сами США», — сказано в комментарии МИД России.

«Враждебные действия со стороны Вашингтона без реакции мы не оставляем. Решения по возможным ответным мерам будем принимать в зависимости от того, как в США на практике распорядятся новым законом», — также заявлено в российском документе.

Реакция Госдумы

Российские парламентарии, по сообщениям информагентств, также крайне негативно восприняли американский закон, поддерживающий Украину. Агентство «Интерфакс» передает, что первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Франц Клинцевич оценил документ так:

«Похоже, США окончательно встали ''на тропу войны'', и в результате мир оказался отброшенным в начало 80-х годов прошлого века, в самые мрачные времена ''холодной войны''». Клинцевич добавил, что, по его мнению, «Обама перешел Рубикон, ведь закон — не указ, его одним росчерком пера не отменишь».

Вице-спикер Госдумы от фракции коммунистов Иван Мельников отреагировал еще жестче: «Это умышленный курс с огнем на поражение, и не нужно ждать от них чего-то иного, они признают только силу», позже, правда, пояснив, что «сила в современном мире это не только оружие, но и экономика, и все усилия наша страна должна сегодня сосредоточить на ней».

Дмитрий Тренин: в Москве очень жестко воспринимают такие документы

Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин считает, что Барак Обама не подписать закон не мог:

«Трудно было предполагать, что президент не подпишет принятый Конгрессом законопроект, поскольку он представляет собой продукт консенсуса между обеими партиями».

Эксперт при этом считает, что в практическом выполнении закона у Белого Дома руки развязаны: «В принципе, это компромисс — ''мы подпишем закон, а выполнять все равно будем то, что считаем нужным''». Какие-то конкретные вещи, например, поставка вооружений на Украину — это компетенция исполнительной власти. Она будет решать, когда, на каких условиях делать это или не делать вообще».

При этом в интервью «Голосу Америки» Дмитрий Тренин выразил опасение, что закон повлияет на ход урегулирования в Украине, поскольку в Москве такие документы воспринимают очень негативно:

«В Москве традиционно болезненно реагируют на любые подобные документы, которые Россию выставляют в качестве агрессора, в качестве страны-нарушителя, в качестве страны, которая должна подвергнуться наказанию. Для России такой язык общения считается совершенно неприемлемым. Власти России как бы говорят, что, пока это все не внесено в документ, есть еще возможность что-то обсуждать, но, если такое сказано публично — то разговаривать не о чем».

«Это, наверное, может привести к тому, что прогресс по Донбассу может застопориться, то есть, меры по военному размежеванию будут приняты, но интеграция Донбасса в политическое поле Украины может застопориться, и мы можем получить синдром Приднестровья», — прогнозирует Дмитрий Тренин.

Александр Коновалов: все могут заиграться до «горячей» войны

Беспокойство по поводу возможных последствий принятия Вашингтоном акта «О поддержке свободы в Украине» высказал в интервью «Голосу Америки» и президент Института стратегических оценок Александр Коновалов:

«Для российско-американских отношений это, конечно, плохо, потому что еще один Дамоклов меч подвешивается над российской головой».

«Если Обама угрозой оказания помощи Украине заставит Россию хоть как-то поменять свою стратегию, это будет еще один плюс в список его служебных достижений. А если, что тоже не исключено в такой ситуации, президент США по неосторожности или по недомыслию поспособствует перерастанию конфликта в ''горячий'', в который могут быть вовлечены уже все крупные европейские игроки, то тогда это будет чистый негатив — ему, наверное, не хочется войти в историю в качестве американского президента, способствовавшего большой войне в Европе», — говорит политолог.

С другой стороны, Александр Коновалов полагает, что ответственность за такое развитие событий лежит на России:

«У меня такое ощущение, что многое в сегодняшней политике Москвы — это не политика, а такое ''пацанство'', например, продуктовые контрсанкции — ну, чистая же глупость, их надо как можно скорее отменять».

«Но дело в том, что наши политики, собственно говоря, наш единственный политик отличается этим ''пацанским'' подходом, по которому, если на него сильно давят, он просто не может себе позволить поддаться этому давлению. И в процессе все могут заиграться до ''горячей'' войны не потому, что ее кто-то хочет, а потому, что будут сделаны такие шаги, после которых реверс будет просто невозможен. Процесс приобретет собственную инерцию, которую преодолеть будет очень сложно, если вообще возможно», — высказывает свои опасения Александр Коновалов.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG