Линки доступности

Россия намекнула потенциальным противникам на «радиоактивное заражение»


Москва подтверждает недавние слова министра обороны США о том, что она «бряцает ядерным оружием»

МОСКВА – «Утечку» секретных материалов о разрабатывающемся российском оружии, организованную 9 ноября двумя российскими телеканалами – Первым каналом и НТВ – российские медиа постарались подать как нечто случайное и абсолютно сенсационное. Напомним, что на совещании по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса, прошедшем под председательством президента России Владимира Путина 9 ноября 2015 года, через плечо одного из военных был крупным планом снят рисунок некоей «океанской многоцелевой системы «Статус-6», предположительно, торпеды, которая будет размещена на строящихся атомных подводных лодках специального назначения.

О назначении системы на том же рисунке было сказано: «Поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течении длительного времени». Надо заметить, что под такое описание подходят так называемые «грязные ядерные боеприпасы», появления которых у террористов уже многие годы опасается мировое сообщество.

Через два дня после телесюжетов с «утечкой» ее заметили «блоггеры», на которых потом сослались все остальные медиа. На самом деле блог BMPD, в котором было напечатано это сообщение, принадлежит профильной аналитической организации – Центру анализа стратегий и технологий, занимающемуся изучением вопросов оборонной промышленности и военно-технического сотрудничества. Руководитель этой организации, Руслан Пухов, на недавнем заседании «Валдайского клуба» в Сочи встречался с Владимиром Путиным и задавал ему вопрос о возможных потерях российских военных в Сирии.

После публикации 11 ноября в блоге BMPD сообщение подхватили прокремлевские интернет-медиа с комментариями о «колоссальном скандале и невероятном оживлении в кругах военных экспертов» и «сногсшибательном документе». Тогда же пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отреагировал на появление кадров о «секретной системе» с завидным спокойствием: он признал то, что секретная информация попала в эфир и заявил: «В дальнейшем мы, безусловно, примем превентивные меры, чтобы этого больше не повторялось».

Алексей Арбатов: Такое не могут показать случайно

Руководитель центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов в интервью Русской службе «Голоса Америки» заявил, что не верит в «утечку» секретных данных на российском телевидении: «В то, что это получилось случайно, мне не очень верится – это не прямой эфир, и все, что идет в эфир, тщательно проверяется, тем более, такая деликатная съемка с заседания, в котором участвует президент России Владимир Путин, и где идет речь об оборонно-промышленном комплексе».

По мнению ученого, «российское руководство верит, что американская противоракетная оборона и высокоточные системы предназначены для того, чтобы ликвидировать российские стратегические ракеты на стартовых позициях».

«Может быть, они настолько в это верят, что хотят какой-то сигнал подать в смысле того, что, помимо баллистических ракет, у нас есть и другие средства, которые могут нанести ответный удар, даже если ракеты на стартовых позициях будут уничтожены, а выпущенные будут перехвачены с помощью ПРО», – предполагает Алексей Арбатов.

Эксперт считает, что вряд ли речь в описываемом оружии может идти только о ядерном заражении местности, скорее всего, это все равно – последствия взрыва: «Речь идет о ядерном ударе, который в числе своих эффектов имеет в том числе и эффект радиоактивного заражения местности. Это не радиологическое оружие вроде стронция, который доносится до нужного места и распыляется. Речь идет, судя по всему, о каком-то ядерном заряде, и при расчете последствий ядерных ударов рассчитываются все последствия — ударная волна, заражение, это ведь реальность, от которой никуда не денешься. Просто на протяжении четверти века, когда закончилась «холодная война», мы о ней забыли, или сделали вид, что этого нет, а сейчас эта реальность нас ударила обухом по голове».

Александр Коновалов: непрофессионализм России во внешней политике очевиден

Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов, комментируя «утечку» рисунков с торпедами, сказал в интервью «Голосу Америки», что огорчен демонстрацией российских угроз ядерным оружием по телевидению: «Это, на мой взгляд, демонстрация, рассчитанная на то, что ее увидят и примут к сведению, напоминание о том, что мы можем сделать «козу», так, что никому мало не покажется, это напоминание нашему оппоненту и напоминание нашему собственному населению, что руководство бдит, не спит и заботится о том, чтобы создавать систему».

Специалист по вооружениям говорит, что подобная угроза отбрасывает мир во времена «холодной войны»: «Любое применение ядерного оружия для современной цивилизации неприемлемо. Она – система, вообще очень тонко настроенная и очень болезненно реагирующая на силовые воздействия».

Александр Коновалов полагает, что внешнеполитические шаги Москвы, рассчитанные на мощные информационные кампании, сильно отдают непрофессионализмом: «Вся наша современная политика, на мой взгляд, она очень отдает непрофессионализмом. Если взять, к примеру, такую типичную ситуацию, как Сирия – зачем мы туда вошли? Есть, видимо, несколько целей, одна из которых – создать плацдарм в Средиземноморье и заставить НАТО почувствовать, что мы создали мощный кулак у Запада в тылу. Там же лететь, с сирийской базы, до Тель-Авива - полторы минуты, до Рима минут 10, до Гибралтара – 30. Это изменяет всю парадигму западной обороны. Но это – ситуация примерно такая же, которую мы создали, когда в «карибский кризис» привезли ракеты на Кубу. Мы все изменили, и это сразу вызвало очень мощную ответную реакцию. В общем, любительщина – это только мягко сказано, колоссальный непрофессионализм».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG