Линки доступности

Путин защитил детей своего «ближнего круга» и Рамзана Кадырова


Владимир Путин
Владимир Путин

Эксперты говорят, что российский лидер уходит от вопросов и не слишком придерживается фактов

МОСКВА — Российский президент Владимир Путин провел 17 декабря свою очередную, одиннадцатую по счету, большую ежегодную пресс-конференцию. В ходе общения с журналистами, которое продолжалось более трех часов, российский лидер несколько раз столкнулся с действительно острыми вопросами, касающимися внутрироссийских дел, в том числе и уголовных.

Чайка, Ротенберг, Турчак и Кадыров

В частности, корреспондент интернет-издания Znak.com Екатерина Винокурова спросила Путина о сыновьях генерального прокурора России Юрия Чайки, которых борец с коррупцией Алексей Навальный в своем расследовании обвинил в использовании служебного положения отца при организации своего бизнеса. Также журналистка задала вопрос об отношении президента России к системе «ПЛАТОН», которая принадлежит сыну личного друга Путина Аркадия Ротенберга. В обоих случаях Путин фактически ушел от ответа: «Что касается вот этих всех проявлений, особенно связанных с детьми высокопоставленных чиновников, – если, например, говорить о генеральном прокуроре, это, конечно, очень важная инстанция – нужно понять, они, дети генерального прокурора, нарушили закон или нет... Что касается реакции прессы, общественности на работу и деятельность детей высшего руководства в различных отраслях – Ротенберг молодой, о котором вы упомянули, – его отец нигде не работает, насколько мне известно».

Такая же реакция была и на прозвучавший от корреспондента «Эха Москвы» Алексея Соломина вопрос о возможности временного отстранения от должности губернатора Псковской области Андрея Турчака, который упоминается в деле об избиении журналиста Олега Кашина. Путин, по сути, заявил, что он лично в связи с подозрениями в отношении сына своего давнего личного друга Анатолия Турчака предпринимать не будет: «Я уверен, что решения и административного, и кадрового характера, а тем более правового, должны приниматься исключительно на достоверных фактах, установленных в ходе следствия и суда, а не на публикациях прессы, с каким бы уважением мы к этому ни относились».

В этом же стиле Владимир Путин отреагировал на вопрос Алексея Соломина, не желает ли он поговорить с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым про вовлеченность его подчиненных в убийство Бориса Немцова: «Я с руководством Чечни эти вопросы никогда не обсуждал и не буду, этим должно заниматься следствие». Президент России заметил, что Борис Немцов «избрал путь политической борьбы, атак личных, но я к этому привык, не он один. Это совсем не факт, что человека нужно убивать».

Усыновление детей иностранцами: цитаты Путина и реальность

Президент России также на пресс-конференции высказал нежелание пересматривать закон, запрещающий усыновление российских детей приемными родителями из США. При этом он сослался на якобы существующую статистику, свидетельствующую о том, что «в процентном отношении усыновление наших детей-инвалидов иностранцами гораздо меньше, чем здоровых детей, никто из иностранцев не рвался никогда усыновлять или удочерять больных детей».

Сетевое издание «Медуза», изучившее тему, настаивает на обратном: «В случае с иностранным усыновлением доля больных детей относительно здоровых составила 6,6%, а в случае с российским – всего 0,4%. Если сравнивать абсолютные цифры, россияне усыновили 29 детей с инвалидностью, а иностранцы – 171 ребенка. Каждый девятый ребенок, усыновленный гражданами США в 2012 года, был инвалидом».

Андрей Колесников: Путин не откажется от «государства-мафии»

Многие наблюдатели отмечают, что Владимир Путин придерживался своего обычного стиля: иногда он давал определения «на грани фола», в частности, прямо оскорбил руководство Турции, иногда рассказывал анекдот, вспоминал различные присказки и пытался держаться непринужденно. Вместе с тем, президент России выглядел нервным и уставшим, часто откашливался, и свернул пресс-конференцию неожиданно для ее участников.

Андрей Колесников, эксперт Московского центра Карнеги, увидел в этом общении Путина с прессой именно усталость: «Ощущение, что говорил очень уставший от самого себя, от своей логики человек. Потому что, в общем, сказать ему было нечего – прежде всего, о будущем, о том, куда движется вся эта машина, которой он управляет, какие у него есть цели, задачи. Ничего этого не было сказано, было ощущение, что он не подготовлен был к ряду вопросов, которые так или иначе должны были бы задать».

Вместе с тем, отмечает политолог, линия на защиту близких или нужных президенту России людей прозвучала вполне четко: «Это был ясный сигнал, что он не готов отказываться от того, что он покрывает собственную государственную мафию. Они под его защитой. Я думаю, что он прекрасно понимает, что эти люди, в общем, не очень адекватны даже тем задачам, которые он может ставить перед этими органами – будь то губернаторство, будь то Генеральная прокуратура».

«Поскольку не он затеял борьбу с ними, он не будет их трогать. Он будет их защищать до какого-то определенного момента, и это очень печалит, подтверждает выводы, что, в общем, мы живем в государстве-мафии с такими вот личными бизнес-политическими связями», – говорит Андрей Колесников.

Андрей Пионтковский: целью Путина является возвращение в большую политическую игру

Для известного критика Кремля, независимого политолога Андрея Пионтковского одними из неприятных слов Путина на пресс-конференции стала его фраза о Борисе Немцове: «Когда он говорит, что Немцов был его противником, но «не факт, что человека нужно убивать», это, по моему, чистый нравственный идиотизм, и это ведь не придуманный ход, он такое из себя говорит, это так же, как с Политковской про известность».

«Путин просто балдеет от своих последних договоренностей с Керри во время визита госсекретаря США в Москву, и на пресс-конференции он еще раз похвалил Керри за планы, за разговоры, ему именно это и нужно», – полагает Андрей Пионтковский, настаивающий на том, что в личных переговорах министру иностранных дел Сергею Лаврову и самому Владимиру Путину удается навязать Джону Керри повестку дня.

«Сейчас будут эти переговоры в Нью-Йорке, Россия возвращается «решать судьбу Сирии», как будто не было огромного числа погибших и беженцев, как будто он там не бомбит сирийцев. И точно так же он говорил на пресс-конференции о судьбе Украины – не в плане там каких-то возможных военных угроз и эскалации, он на это не собирается идти, а достаточно детально, явно адресуя это Киеву и американцам, объяснял, как он будет продолжать свою линию внедрения этих «ЛНР-ДНР» как раковой опухоли в тело Украины», – делится своим мнением Андрей Пионтковский.

По мнению эксперта, «целью Путина как раз и является возвращение за стол большой игры по Ближнему Востоку в качестве игрока, сохранение Асада и блокирование европейского пути для Украины».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG