Линки доступности

«Гора мертвецов», или неразгаданная тайна перевала Дятлова


Валерий Федорович и Евгений Никишов
Валерий Федорович и Евгений Никишов

Популярный российский телесериал стал доступен американцам

Загадочная история гибели группы молодых туристов-лыжников в январе 1959 года в заснеженных горах Урала продолжает будоражить воображение и сегодня. 8-серийный российский фильм «Перевал Дятлова» вышел к американскому зрителю. Под названием «Гора мертвецов» (Dead Mountain) он стал доступен американским и канадским подписчикам стриминг-сервиса Topic.

Жанр сериала – приключенческий ретро-триллер с элементами мистери. Фильм затрагивает основные версии гибели девяти участников похода, включая секретные испытания новейшего оружия, вторжение инопланетян, нападение беглых заключенных или местных жителей из народности манси, и даже козни «снежного человека».

«Перевал Дятлова» снят кинокомпанией 1-2-3 Production. Режиссерами выступили его продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов. Они снимали серии попеременно с другим режиссерским дуэтом – Павлом Костомаровым и Степаном Гордеевым. Сериал успешно показывался в России, где удостоился рекордных рейтингов. Кинокритики назвали «Перевал Дятлова» лучшим российским сериалом 2020 года. Сериал был представлен на кинорынке TIFF в Торонто. В феврале 2020 года компания Beta Film приобрела на Берлинском кинорынке права на международную дистрибуцию сериала.

Валерий Федорович – режиссер, продюсер, генеральный директор ТВ-3. Родился в 1977 году в белорусском городке Марьина Горка. Окончил факультет кинодраматургии ВГИКа (мастерская Александра Бородянского). С 2004 по 2011 год работал главным редактором и продюсером кинокомпании СТВ. С 2011 по 2016 год – заместитель генерального продюсера телеканала ТНТ. С декабря 2016 года – директор телеканала ТВ-3. Продюсер многих заметных проектов, в том числе совместно с Евгением Никишовым («Полицейский с Рублевки», «Обычная женщина», «Гоголь», «Мертвое озеро» и др.).

Евгений Никишов – режиссер, продюсер, генеральный продюсер ТВ-3. Родился в 1979 году в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. С 2005 по 2009 годы был главным редактором киноконцерна «Мосфильм». В 2009 году начал работать на телеканале ТНТ, на котором возглавил подразделение Comedy Unit, впоследствии став главным редактором канала, а затем – заместителем генерального продюсера канала ТНТ. Сценарист и продюсер многих комедийных сериалов ТНТ. В 2019 году вместе с Валерием Федоровичем стал победителем ТЭФИ в номинации «Телевизионный продюсер сезона». Три премии были также вручены проекту «Обычная женщина», и ещё один – сериалу «Полицейский с Рублёвки» («Телевизионная многосерийная комедия/ситком»).

Павел Костомаров – кинооператор, режиссер игрового и документального кино. Родился в 1975 году в Москве. Окончил операторский факультет ВГИКа. Работал с режиссером Сергеем Лозницей над несколькими документальными фильмами. Снял документальные ленты «Трансформатор», «Мирная жизнь», «Мать», «Плэйбек». Как оператор работал с Алексеем Попогребским и Борисом Хлебниковым. В соавторстве с Александром Расторгуевым сделал документальные фильмы «Я тебя люблю» и «Я тебя не люблю». Вместе с Расторгуевым и ведущим НТВ Алексеем Пивоваровым создал проекты «Срок» и «Реальность». Лауреат множества национальных и международных премий.

Павел Костомаров
Павел Костомаров

Валерий Федорович, Евгений Никишов и Павел Костомаров по сервису Zoom ответили на вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки».

Олег Сулькин: Сообщалось, что вам удалось получить доступ к закрытым материалам дела 1959-го и материалам доследования 2000-х годов. Во-первых, как вам это удалось? И что было для вас в них самое интересное?

Валерий Федорович: Это удалось не нам, а сценаристу сериала Илье Куликову. Он автор многих сериальных хитов в России, в том числе «Глухаря» и «Полицейского с Рублевки». Люди из «органов» его уважают и любят. Ему дали доступ к этим делам, а он, в свою очередь, открыл их нам. Внутри этих записок и материалов заметны внутренние противоречия, разные несоответствия. Возможно, это одна из причин, почему появилось такое громадное количество версий.

«Перевал Дятлова»
«Перевал Дятлова»

О.С.: Кто-то насчитал 75 версий гибели группы. А в материалах дела есть косвенные или прямые свидетельства, говорящие в пользу отдельных версий?

В.Федорович: Конечно! Там есть даже фотографии инопланетян (общий смех). Я шучу, если что.

О.С.: Но я, действительно, видел в публикациях фото некоего существа, идущего по снегу, который похож на снежного человека.

Евгений Никишов: В официальных материалах, которые мы видели, ничего подобного нет. Понятно, что есть фотографии с пленок, которые снимали сами дятловцы. На месте их гибели нашли фотоаппараты и проявили пленку. Там есть фотографии с загадочными огнями в небе, о которых все говорят. Паша как оператор-постановщик в прошлом может подтвердить, что это, скорее всего, дефект пленки.

Павел Костомаров: Да, я склоняюсь к этой версии.

О.С.: Как вы для себя мотивировали появление в качестве главного героя сериала майора КГБ Костина в исполнении Петра Федорова и всей исторической военной линии?

В.Федорович: В нашем сериале придуманные персонажи не только Костин, но и его помощник, и судмедэксперт. Они были придуманы, чтобы через них рассказать самые популярные версии. Остальные герои сериала имеют реальные прототипы.

«Перевал Дятлова»
«Перевал Дятлова»

О.С.: В целом ряде фильмов и сериалов последнего времени главный герой – представитель спецслужб. Это что, негласный пропуск на экран?

Е.Никишов: Когда ты показываешь ход расследования, обязательно нужен какой-то проводник туда. По сюжету Костин имеет доступ ко всей информации, которая касается расследования. Мы обсуждали это с Ильей (Куликовым), и пришли к тому, что идеальная фигура для этой роли – офицер КГБ, самой могущественной в то время организации в стране. И мы, как зрители, можем через него получить доступ ко всем версиям расследования.

В.Федорович: Мы вовсе не стремились показать кагэбешника суперположительным героем. Вовсе нет. Например, во время войны он убивает очевидно невиновного человека. И мы его не оправдываем за это. Он вовсе не образцово-показательный персонаж, который пьет молоко на завтрак и переводит бабушку через улицу. Майор Костин – сложный, неоднозначный герой. Друг спасает его, закрыв своим телом. И этот поступок поможет Костину понять, почему на перевале погибли ребята. Вместо того, чтобы эгоистично спасать себя любимого, они попытались помочь друг другу. Это-то их и погубило. Две линии, расследования и восхождения на гору, сплетаются в этой точке.

«Перевал Дятлова»
«Перевал Дятлова»

Е.Никишов: Когда мы вплетали в историю мистические элементы, мы делали это для того, чтобы дать возможность зрителям, склонным к мистицизму, свободно фантазировать по этому поводу. Зрители же рационально мыслящие могут найти естественное объяснение любым странным событиям, происходящим на экране. Тут все зависит от угла зрения. Как и в жизни на самом деле.

О.С.: Развязка трагедии в сериале, похоже, в основном следует версии юриста Андрея Курьякова, озвученной примерно два года назад. (Причина гибели группы Дятлова, по этом версии, – сход снежной лавины. – О.С.) Насколько выводы его расследования повлияли на ваш сценарий?

Е.Никишов: Вообще никак не повлияли. Сценарий был написан гораздо раньше этой версии. Мы с ней, конечно, ознакомились. Из всех существующих она наиболее убедительна. Мы сами верим в нее. Но никакой точки в расследовании поставить нельзя. В ходе работы над сериалом мы обнаружили, что во всем мире, в разных странах, есть много людей, которые горячо интересуются этой темой и поддерживают различные конспирологические теории. И у каждого из них есть своя версия того, что случилось.

О.С.: Расскажите, пожалуйста, о кастинге. По какому принципу вы отбирали актеров?

Е.Никишов: Это может Паша лучше всех рассказать. Всех дятловцев выбрал он.

П.Костомаров: Я не помню, чтобы я выбирал дятловцев (общий смех). Актерами больше занимались вы. Мы выбирали советские лица. Довольно романтическая, соцреалистическая стилистика. Это был главный критерий. Актеры разделены на две непересекающиеся линии. Черно-белая линия дневника, который вели сами ребята. Это четные серии, где мы создавали стилизацию под кино 60-х. А нечетные серии – это, собственно, расследование. В нечетных сериях была игра в нуар, что, конечно, влияло на отбор актеров.

«Перевал Дятлова»
«Перевал Дятлова»

В.Федорович: Манера игры актеров более условная, чем сегодня. Как это было в советском кино 40-х и 50-х. Когда нам показывали настоящих идеалистов, людей, живущих не только ради себя.

О.С.: Очень стильное и выразительное изображение природы – горы, снег, деревья. Это реальные съемки или компьютерная графика?

П.Костомаров: В разных сериях степень использования графики разная. Мы снимали по максимуму на натуре, и от графики чаще требовался лишь clean-up. В последних сериях графики больше, так как снимали мы в основном в павильоне. Много рисовали – пургу, снег и так далее.

В.Федорович: Задача графики и была в том, чтобы она осталась незаметной. Это не тот случай, когда графика должна поражать воображение и отвлекать внимание на себя. Все должно быть максимально естественно и похоже на реальность. В тот год, когда мы снимали, в России выпало очень мало снега. Удивительно, но факт. Так что снег, который вы видите, это, во многом, графика.

О.С.: А почему вы снимали на Алтае, а не на Урале?

В.Федорович: Там горы красивые. И самое главное – там снег выпадает уже в начале октября. И для нас, исходя из съёмочного периода, это было жизненно необходимо. Снег волшебным образом выпал только накануне того дня, когда начались съемки.

Е.Никишов: Помню, что приехал на съемки, а снега нет, все волнуются. Утром просыпаемся и видим: большими хлопьями падает снег.

О.С.: Пишут, что вам приходилось добираться до съемочной площадки 15 км на тракторе или снегоходе.

Е.Никишов: Это был не трактор, а специальная машина «шишига» (прозвище грузовика ГАЗ 66. – О.С.). Приходилось на дорогу тратить час-полтора в одну сторону.

В.Федорович: У Павла Викторовича Костомарова, который сейчас с нами на Zoom, есть принцип выбора объектов. Если объект находится в удобной доступности для съемочной группы, значит, он плохой (общий смех). А лучше всего, чтобы добираться для объекта надо было с угрозой для жизни.

О.С.: Что оказалось для вас и для съемочной группы самым сложным?

Е.Никишов: Было периодически холодно, и я страдал от ночных смен. Ну это каждый может сказать. А вот у ребят на 8-й серии (режиссеры Павел Костомаров и Степан Гордеев) было все по-настоящему сложно.

П.Костомаров: Съемки кино в России – трудная работа и большое напряжение. И где тонко, там и рвется. Психологические и физические проблемы сменяют друг друга. Кому-то сложно рано вставать, кому-то сложно есть еду, которую едят на Алтае, кому-то сложно в коллективе, кому-то сложно иметь дело с актером, который начинает сходить с ума. Сложностей очень много, и они никогда не ослабевают.

В.Федорович: Актеры нам говорили, что самым сложным было в 8-й серии выходить на мороз. Пускай в гидроизоляции и в разных утепляющих штуках под одеждой. Все равно было так холодно, что они признавались –даже реплики забывали.

О.С.: Почему история гибели группы Дятлова продолжает притягивать внимание спустя десятилетия?

В.Федорович: Люди не хотят простых объяснений. Им хочется, чтобы происходили вещи необычные и необъяснимые. Люди хотят чуда, хотят тайны, хотят мистики.

Е.Никишов: Люди хотят верить, что жизнь не заканчивается со смертью. Интерес к иррациональному, постоянный поиск доказательств того, что в жизни есть что-то необъяснимое с научной точки зрения это своего рода сублимация веры в бессмертие. Я это так объясняю.

О.С.: В Америке рынок перенасыщен сериалами на все вкусы. Какое место в этом остроконкурентном контексте может занять русский сериал, в частности, «Перевал Дятлова»?

Е.Никишов: Есть ощущение, что сейчас появился тренд на неанглоязычные сериалы. «Игра в кальмара» доказала, что успешный сериал вовсе не обязан быть англоязычным с американскими актерами. Я не знаю, есть ли такие шансы у нашего сериала, но я верю, что если он получил такой широкий отклик в России, такое может произойти и за рубежом. Ведь базовые принципы зрительского интереса одни и те же в разных странах.

В.Федорович: Мы поразились, что про этот случай в Уральских горах знают во всем мире. Есть люди в разных странах, которые объединены в одну команду. Они расследуют, проверяют версии, ищут факты. Есть большой сайт на английском языке, где представлены все версии. В этом году в «Нью-Йоркере» вышла большая статья о тайне перевала Дятлова. Плюс ко всему дистрибьюторская компания сказала нам, что это их лучший опыт по продаже русских сериалов в мире. Практически нет ни одной территории, куда сериал не был бы продан.

О.С.: Попали в точку... В последнее время сериалы, похоже, стали теснить кино. Почему?

П.Костомаров: Это вопрос к зрителю. Зритель стал воспринимать сериальный формат не как раньше низкопробным – «Санта-Барбара», «Рабыня Изаура», – а качественным форматом, когда и Финчер, и Содерберг делают сериалы. Настоящие, великие режиссеры не чураются этого формата. И сейчас выходят сериалы, которые заткнут за пояс множество фильмов. Сериалы становятся высококачественным развлечением. А иногда даже искусством.

XS
SM
MD
LG