Линки доступности

7-летний мальчик из России стал жертвой жестокого обращения американской приемной матери


Воспитанник детского дома в Томилино. Московская область. Россия. 24 ноября 2000 года
Воспитанник детского дома в Томилино. Московская область. Россия. 24 ноября 2000 года

Стала известна еще одна история жестокого обращения американского родителя с усыновленным в России ребенком. Приемная мать наказывала семилетнего Даниила Бухарова (по-новому Кристофера Бигли), заставляя его становиться под ледяной душ или пить невыносимо острый соус из чилийского перца. Мать сама прислала пленку с этим видео в американское телешоу, в котором ее упрекают зрители и ведущий и где она признает свою неправоту. Впрочем, это не делает историю менее возмутительной.

Этот случай еще больше накалил споры вокруг усыновленных российских детей в Америке. Каждое новое сообщение о жестоком обращении в Америке с усыновленным ребенком из России очень болезненно воспринимается в российском обществе.

Напомним, что последняя громкая история произошла с мальчиком Артемом Савельевым, которого американские родители, не справившись с ним, отправили на самолете обратно в Россию. После этого российская сторона приостановила процесс усыновления детей американцами, за исключением отдельных случаев с тяжелобольными детьми. Усыновления возобновятся без преград, когда будет подписано соответствующее соглашение между Россией и Америкой. Оно предусматривает более совершенную систему контроля за судьбой российских детей, которые попадают в американские семьи, и большую ответственность для жестоких и безответственных родителей

Джессика Бигли: «Я никогда об этом так не думала»

Джессика Бигли, мать четырех детей, усыновила в России двух близнецов из Магадана – Даниила и Олега Бухаровых. Предварительная проверка, которую провели по поручению уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, ничего не показала. Все законно. Тем временем в США работники российского консульства в Сиэтле отправятся в город Анкоридж в штате Аляска, где живет Джессика Бигли со своими детьми. Они также проведут проверку.

В детском доме, куда Даниила и Олега привела родная мать, которую суд вскоре лишил родительских прав, о мальчиках говорят, что они были без каких-либо психических отклонений. Что касается семьи Бигли, то она произвела хорошее впечатление на сотрудников детдома. А тот факт, что глава семейства работает полицейским в отделе по расследованию случаев жестокого обращения с детьми, вызывает теперь негодование и иронию.

Сюжет с издевательствами над ребенком Джессика Бигли отправила в ток-шоу «Доктор Фил». Ролик доступен в Интернете. Ведутся споры о том, постановочный ролик или нет. Некоторые считают, что да, хотя тогда непонятно, зачем жестокая мать себя раскрыла. В ток-шоу зрительницы и ведущий шоу порицают Джессику Бигли.

Так, одна из женщин говорит Джессике: «Это было ужасно. Это было жестоко и оскорбительно, и вот, что меня поразило. Вы кричали ему: «Мы не врем в этом доме». И мне просто интересно: когда он вошел в этот дом, когда вы ему сказали, что будете любить его и защищать его, заботиться о нем и быть ему матерью, что вы дадите ему дом, где он чувствовал бы себя в безопасности… Я готова утверждать: каждый раз, когда вы кричите ему в лицо: «Мы не врем в этом доме», – он смотрит на вас и говорит: “Нет, это ты лгунья, ты плохая жестокая лгунья”. О вас он тоже самое думает».

На это Джессика Бигли отвечает: «Это действительно так. Я никогда об этом так не думала. Спасибо».

Павел Астахов: «Без соглашения у нас нет возможности проконтролировать благополучие наших детей»

В интервью Русской службе «Голоса Америки» уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов заявил, что произошедшее не должно приостановить принятие соглашения об усыновлении российских детей американцами. «Мы со своей стороны, наоборот, рассчитываем на то, что эта печальная история даст еще один импульс, для того чтобы скорее соглашение было заключено и вступило в действие», – подчеркнул Астахов.

«В отсутствие соглашения об усыновлении у нас нет правовой возможности, для того чтобы активно участвовать в защите приемных детей, подвергшихся жестокому обращению, – объяснил Астахов. – Без соглашения у нас нет возможности проконтролировать благополучие наших детей, находящихся в американской семье, и принять законные меры. В этой ситуации мы настаиваем на том, чтобы как можно скорее завершились переговоры, и прошло согласование. Если этого не будет сделано, к сожалению, нам придется искать другие возможности, чтобы обезопасить детей, которые отдаются в американские семьи без договора».

По словам Павла Астахова, все основные вопросы согласованы сторонами, и соглашение должно быть принято до весны. Он обещал ускорить этот процесс.

О подробностях этого дела Павел Астахов узнал из письма, которое получил на свою электронную почту. За это время он его изучил и охотно поделился с нами своими наблюдениями: «Даже разбирая это дело по Бухарову Даниилу и Олегу, я увидел, что еще в конце года появилось сообщение о том, что у лицензированного агентства в Магаданской области, которое передало детей супругам Бигли, появилось подозрение, что родители превышают свои полномочия в отношении усыновленных детей. Если бы было соглашение, мы могли бы уже на этой стадии подключиться и добиваться того, чтобы был осуществлен контроль за приемной семьей. Можно было бы выехать на место, опросить детей, то есть, вмешаться можно было бы раньше».

«В настоящий момент в отсутствие этого договора дети практически отданы на откуп самому агентству, которое решает, достаточно ли тех отчетов, которые направляются раз в полгода. Как правило, отчетами все и ограничивается», – заключил Астахов.

Сергей Борзов: «Нужно искать инструменты, которые помогут предотвращать случаи жесткого обращения с детьми»

Еще одно интервью в связи историей Даниила Бухарова «Голосу Америки» дал старший советник Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Сергей Борзов.

Сергей Борзов ссылается на впечатляющую статистику: «Насколько нам известно, в 2009 году, по которому уже имеется полная статистика, был причинен вред здоровью более чем 140 российских детей – по вине усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей».

С точки зрения Сергея Борзова, дело не в том, где – в Америке или в России – встречаются случаи жестокого обращения с детьми, ведь и там, и там их предостаточно.

«Мне кажется, что сейчас нужно не сравнивать, в какой из стран это происходит чаще, – говорит Сергей Борзов, – нужно искать инструменты, которые помогут предотвращать случаи жесткого обращения с детьми в наших странах».

Сергей Борзов рассказал, что в августе этого года Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения собирается провести Российско–Американский Форум по защите детства на Байкале, чтобы «организовать диалог профессионалов о путях повышения эффективности национальных систем защиты детства».

Эксперт отметил, что в приемные семьи попадают дети, как правило, уже получившие серьезную ментальную травму после разрыва с родными родителями. «Поэтому, – считает Сергей Борзов, – замещающим семьям, конечно, необходимо уделять больше внимания и предъявлять к ним больше требований. Необходим их отбор, специальное обучение и обязательное сопровождение».

«Я думаю, что на одном из этих этапов и произошла какая-то “осечка”. И это привело к тому, что ребенок подвергся жестокому обращению», – предположил он.

«Случаи, которые становятся достоянием гласности – и российские, и американские – для меня, как профессионала, выявляют белые пятна в системе защиты прав детей как в России, так и в США. Они выявляют проблемы, которым надо уделить больше внимания, чтобы в дальнейшем предупредить возможность насилия над ребенком. Этому должен послужить и договор между двумя странами, подготовка которого ведется. Он позволит существенно продвинуться вперед в решении наиболее острых вопросов», – подвел итог Сергей Борзов.

Другие материалы о событиях в России читайте здесь

Другие материалы о событиях в США читайте здесь

XS
SM
MD
LG