Линки доступности

Дагестан в рамках «Кавказа-2012»


Северокавказская республика в преддверии масштабных военных учений

Передислокация значительных сил МВД из Чечни в Дагестан объявлена временной мерой, направленной на «стабилизацию оперативной обстановки» в республике. Как сообщает полицейское ведомство РФ, части и подразделения МВД дислоцируются в трех районах Дагестана, однако точное местоположение и численный состав вновь формируемой Временной оперативной группировки (ВОГ) не сообщаются. По критерию остроты и проблемы контроля целевыми, возможно, станут Кизлярский, Карабудахкентский, Губденский и Избербашский районы. В последних трех в течение февраля-марта 2012 года происходили регулярные вооруженные столкновения между боевиками и российскими подразделениями. В ряде случаев применялась артиллерия и вертолетная авиация.

Объявленная в понедельник 19 марта передислокация сил МВД – лишь один в ряду крупных маневров, конечной целью которых стал Дагестан. Полгода назад, в июне 2011 года, МВД РФ объявило о создании 7-тысячной группировки с привлечением технических и человеческих ресурсов спецназа ОМОН, ОМСК и Внутренних войск МВД РФ. С июля 2010 года в Дагестане на постоянной основе действует рабочая группа Национального антитеррористического Комитета РФ (НАК). Группа руководит и координирует деятельность всех силовых и правоохранительных структур, а также обладает полномочиями административного руководства республикой в случае чрезвычайной ситуации.

Переброска войск в Дагестан происходит на фоне подготовки к запланированным на сентябрь крупномасштабным военным учениям «Кавказ-2012», объявленным Министерством обороны России. «Кавказ-2012» отличается от предыдущих маневров МО по ряду критериев. В первую очередь – по охвату территории и международному составу участников. Заявлено, что помимо России участие в них примут Абхазия, Армения и Южная Осетия.

Второе отличие – статус учений, которые будут не оперативно-тактическими, а стратегическими (СКШУ). По оценкам военных экспертов издания «Независимая газета», в отработке задач СКШУ будет участвовать «вся военная организация страны», все виды и рода вооруженных сил (включая ВВС, ВМФ, РВСН, силы Военно-космической обороны и Воздушно-десантные войска) и другие силовые структуры – МВД, ФСБ, ФСО, МЧС и т.д. Как сообщает оборонное ведомство РФ, учения пройдут с привлечением «всех средств электронной и космической разведки и связи, беспилотных летательных аппаратов, высокоточного оружия».

Цель учений, по мнению ряда экспертов, – отработка учебно-боевых задач в связи с возможной войной США и ряда других стран против Ирана, а также других возможных конфликтов в районе Каспия и Южного Кавказа.

Грузинские и западные аналитики отмечают «сходство» между учениями «Кавказ-2012» и «Кавказ-2008», прошедшими накануне военного конфликта в августе 2008 года между Россией и Грузией. Президент Джеймстаунского фонда Глен Ховард полагает, что объявленные учения являются по меньшей мере поводом для беспокойства о намерениях Кремля на Кавказе в целом, и в Грузии в частности.

«Судя по масштабу и содержанию этих учений, есть основания опасаться, что речь идет о подготовке новой войны на Кавказе, – говорит он. – Главной и наиболее уязвимой целью остается Грузия, но вполне вероятно, что активные военные действия коснутся и некоторых регионов Северного Кавказа».

Российский военный аналитик Анатолий Цыганок больше склонен усматривать «персидское направление» в объявленных маневрах. Он считает, что в значительной степени целью учений станет обеспечение безопасности существующих и создание новых нефтетранспортных сообщений.

Дагестан в контексте кавказской политики Кремля имеет стратегическое значение и как транспортный коридор на Южный Кавказ, и как прикаспийский регион.

Однако ситуация в этой республике последовательно ухудшается. По оценкам правозащитного общества «Мемориал», уже к концу 2010 году «центр вооруженного сопротивления российским властям постепенно переместился в Дагестан». В докладе организации говорится, что именно в этой республике вооруженное подполье «находит прочную пособническую базу среди большой салафитской общины». Правозащитники полагают, что «насильственные, нередко противозаконные действия правоохранительных органов, направленные на противодействие боевикам», способствуют «разжиганию сопротивления».

Согласно заявлению главы МВД России Рашида Нургалиева, в 2011 году в Дагестане «нейтрализовано 153 боевика, в том числе 20 лидеров бандитских группировок, задержан 161 участник НВФ, склонено к явке с повинной три боевика, обнаружено и ликвидировано 26 баз и 66 тайников. В общей сложности на Кавказе при исполнении служебных обязанностей погибли 99 сотрудников, были ранены 253».

Главный ресурс радикального подполья – сайт «Кавказ-центр» – также приводит статистику по итогам 2011 года. Согласно данным боевиков, Дагестан занимает первое место по количеству проведенных операций, опережая Кабардино-Балкарию (на втором месте) и Ингушетию (на третьем месте). Чечня по активности боевых действий вооруженного подполья оказалась на четвертом месте.

По информации «Кавказ-центра», в 2011 году в Дагестане подполье осуществило 458 атак, боевики отчитались об убийстве 275 и ранении 444 сотрудников республиканских и федеральных силовых структур. Оценка собственных потерь дагестанских боевиков также отличается от статистики Нургалиева – 100 «шахидов».

  • 16x9 Image

    Фатима Тлисовa

    В журналистике с 1995 года. До прихода на «Голос Америки» в 2010 году работала собкором по Северному Кавказу в агентстве «Ассошиэйтед пресс», в «Общей газете» и в «Новой газете». С января 2016 г. работает в составе команды отдела Extremism Watch Desk "Голоса Америки"

XS
SM
MD
LG