Линки доступности

США и Россия обсуждают кибербезопасность


Для предотвращения конфликтов в информационном пространстве, Вашингтон и Москва будут использовать «горячую линию»

США и Россия намерены создать канал экстренной связи, чтобы избежать киберконфликтов. Об этом сообщила газета The Washington Post со ссылкой на источники в администрации США. По их словам, основные положения соглашения уже одобрены обеими сторонами.

Для предотвращения киберстолкновений будет использоваться канал связи, аналогичный созданному США и Советским Союзом в 1988 году для снижения риска ядерной атаки.

Если это соглашение будет подписано, оно станет первым для США двусторонним договором, целью которого является уменьшение риска начала кибервойны (многосторонние соглашения такого рода, например, с союзниками США по НАТО, уже действуют).

По данным источника The Washington Post, Вашингтон ведет аналогичные переговоры с Китаем, однако стороны пока не достигли соглашения по ключевому вопросу: применимы ли к киберпространству законы и обычаи войны, предусматривающие пропорциональное использование силы и минимизацию ущерба мирному населению?

По неофициальным данным, США и Китай недавно провели совместные учения, на которых отрабатывались несколько сценариев совместного противостояния кибератакам, осуществляемым третьей стороной.

Напомним, что в 2010 году в США было созданное специальное киберкомандование (US Cyber Command), главная задача которого – подготовка к ведению кибервойн. В последние годы руководители этой структуры предупреждали, что наибольшую угрозу безопасности США в этой среде представляют Китай, Россия и Северная Корея. Недавно к этому перечню был добавлен Иран.

Любопытно, что сообщение о соглашении США и России совпало с решением Палаты представителей Конгресса, который одобрил законопроект (Cyber Intelligence Sharing and Protection Act или CISPA), устанавливающий правила противостояния киберугрозам. Одно из положений законопроекта, которое дает право частным компаниям на добровольной основе делиться информацией друг с другом и с федеральными властями, вызывает критику со стороны правозащитных организаций и Белого дома. Однако этот законопроект предназначен для борьбы с хакерами и кибермошенниками, а не с угрозами со стороны иных государств.

Главная угроза – киберпреступность

Ричард Вайц, старший научный сотрудник и директор Центра военно-политического анализа в Гудзоновском институте (Hudson Institute) в Вашингтоне, считает, что сфера кибербезопасности оказалась в центре переговорного процесса между США и Россией, по крайней мере до президентских выборов в США, лишь в связи с отсутствием прогресса в области ядерных и обычных вооружений.

«Новое соглашение в этой области выгодно обеим сторонам, и, поскольку и США, и Россия уязвимы для нападения из киберпространства, правительственные эксперты и аналитики пытаются понять, насколько традиционные методы контроля над вооружениями применимы для нового возможного театра военных действий», – поясняет он.

По мнению аналитика, сегодня главной угрозой является не кибератака со стороны государства, а киберпреступность.

«Вот как раз в этой сфере сотрудничество между Россией и США является минимальным», – подчеркивает Ричард Вайц.

«Появление кибернетических войск возможно в ближайшее время»

В свою очередь, руководитель американского филиала российской компании Group IB по расследованию инцидентов информационной безопасности и компьютерных преступлений Алексей Кузьмин полагает, что угрозы кибервойны уже реальны.

«Кибервойна – это противостояние двух держав компьютерно-информационными средствами на пространстве Всемирной сети, которое направлено на дестабилизацию компьютерных систем и систем доступа к различным сетям и затрагивает обоюдные интересы стран», – говорит Русской службе «Голоса Америки» Алексей Кузьмин.

По словам эксперта, в начале 2012 года Министерство обороны РФ обнародовало документ под названием «Концептуальные взгляды на деятельность Вооруженных сил РФ в информационном пространстве», посвященный вопросам кибербезопасности России.

«В частности, в документе раскрывается понятие информационного конфликта, но четкого упоминания о наступательных военных действиях России в киберпространстве нет. Речь идет о сдерживании и предотвращении конфликтов в цифровом поле, поле Интернета и сопредельных сетей», – сообщил Кузьмин, отвечая на вопрос о том, является ли Россия киберврагом для США.

Алексей Кузьмин рассказал, что российскую кибербезопасность курируют Центр информационной безопасности ФСБ России и Министерство обороны.

«Действия в этом направлении Россией предпринимаются, – уверен эксперт. – Специализированные структуры существуют и работают эффективно. Россия в целом достаточно хорошо подготовлена к подобным конфликтам».

Обмен информацией и налаживание прямого контакта между профильными ведомствами США и России он называет сугубо положительным аспектом в отношениях двух стран.

«Однако обоюдные действия не должны нарушать национальный суверенитет стран. Например, с точки зрения Будапештской конвенции, представители правоохранительных органов разных стран могут заниматься розыскной деятельностью на территории другой страны, не уведомляя власти вовлеченного государства. Такой подход является не вполне надежным. При проведении розыскных мер представители правоохранительных органов или государственных структур должны обмениваться информацией о проведении каких-либо операций», – прокомментировал Кузьмин возможное подписание соглашения между США и Россией ради предотвращения кибервойн.

Алексей Кузьмин добавил, что в России в настоящее время существуют различные виды войск, но появление кибервойск возможно в ближайшее время.

«Эти войска будут решать исход войны, образно говоря, одним нажатием мышки или клавиши на клавиатуре», – резюмировал эксперт.

Необъявленная кибервойна

По мнению Виталия Камлюка, эксперта «Лаборатории Касперского», разрабатывающей программное обеспечение для защиты информации от интернет-угроз, кибервойны в мире уже идут.

«Мы уже наблюдали примеры реального кибероружия и его разработок. Это говорит о том, что какие-то действия в этом плане уже ведутся. Кто за этим стоит, сложно сказать. Мы в целом пришли к выводу, что основным свойством кибервойны является ее скрытность, поэтому такая война может протекать многие годы. Об этом официально никто не знает и не объявляет, ведь в этом нет никакого смысла», – заявил Камлюк Русской службе «Голоса Америки».

XS
SM
MD
LG