Линки доступности

Имидж Фердоуси, или «Ирокез» в свете «Кьюриосити»


Бобак Фердоуси
Бобак Фердоуси

Одно государство предлагает своей молодежи «ехать» в будущее на марсоходе, другое – на бобслеях и асфальтоукладчиках

Этого не ожидал никто. Вторым по значимости героем Интернета и Твиттера после «Кьюриосити» стал Бобак Фердоуси (Bobak Ferdowsi) – сотрудник Лаборатории реактивного движения, работа которого связана с миссией марсохода. Кто же он – главный конструктор, руководитель программы «Марсианской научной лаборатории» (официальное название «Кьюриосити») или высокопоставленный представитель НАСА? Ни то, ни другое, ни третье.

На всем пути ровера к Марсу Фердоуси был одним из руководителей полета. Это – немалая должность. Для непосвященных: в США руководитель полета – старший смены операторов, осуществляющих управление космическим аппаратом и контроль за работой его систем. И конечно, Фердоуси сыграл немалую роль в том, что «Кьюриосити» сейчас благополучно стоит на поверхности Марса в ожидании команды «Вперед!».

Однако героем виртуального пространства Бобака сделали не только его профессиональные достижения. Сразу после посадки марсохода видеокамера, «обегавшая» объективом операторский зал, откуда шло управление полетом и посадкой «Кьюриосити», среди десятков ликующих лиц выхватила одно – молодого человека с «ирокезом» на голове. Это и был тридцатидвухлетний Фердоуси – американец иранского происхождения.

А «ирокез» (если кто не знает) – это такая прическа, когда волосы по бокам головы выстригаются, а в центре оставляются виде стоящей «ежиком» дорожки от затылка до лба. Вообще-то на Западе ее называют «мохаук» – по имени племени североамериканских индейцев, но в России почему-то прижилось – «ирокез». Принципиальной разницы между двумя названиями нет. Ирокезы – это группа племен, в состав которых входят и мохауки.

Для Фердоуси эта прическа имеет особый смысл. Для каждой новой миссии, в управлении которой ему приходится участвовать, он делает новую. Здесь он – вольно или невольно – копирует Джина Кренца, легендарного руководителя полетов времен «Аполлона». Всякий раз, приступая к руководству очередной миссии, Кренц надевал новую «счастливую» жилетку, которую специально по этому случаю шила его жена.

На этот раз настала очередь «ирокеза». Причем не простого, а с мотивами «Капитана Америки». На выбритых сторонах головы Бобак нарисовал еще и звезды.

В «ирокезе» ли дело?

Действительно, в Америке, да и во всем мире есть немало молодых людей, делающих себе вот такие, а порой и более экстравагантные прически. Может быть, причина в том, что Фердоуси и без «ирокеза» пользуется популярностью? Да нет, это не завсегдатай «звездных» вечеринок и не наследник многомиллионного состояния. Так в чем же дело?

Однажды сын знаменитого советского актера Сергея Столярова, сыгравшего в 1936 году одну из главных ролей в «культовом», как сказали бы сегодня, фильме «Цирк», спросил у своего отца: «Как тебе удалось создать образ, который стал символом целого поколения?» «Все, что мне для этого потребовалось, это надеть белый свитер и ходить с красным знаменем», – ответил актер.

Конечно, Столяров несколько преуменьшил значение своего артистического дарования. Однако секрет успеха фильма раскрыл точно. Посмотрев картину, советская молодежь увидела: идти в авангарде строительства социализма – удел не одних лишь «старых большевиков», комиссаров в «пыльных шлемах», или одетых в закопченные робы сталеваров с усталыми, опаленными лицами, но также – красивых, молодых, спортивных и удачливых. Ведь в это так хотелось верить!

Вот так же и Фердоуси. Молодые люди Америки воочию убедились: находиться на острие научно-технического прогресса вовсе не значит быть «ботаником», носящим очки с толстой оправой, не по размеру короткие брюки и нелепо топорщащийся пиджак. Оказывается, можно быть «знайкой» и при этом – стильным и современным.

Пусть с прической парень броской, но ему без сверх-IQ не отдам любовь свою

Как прокомментировала вышеописанный феномен американская телекомпания АВС, «мелькнувшего на экране молодого парня с «ирокезом», который в то же время настолько хорошо разбирается в аэронавтике и астрономии, чтобы посадить космический аппарат на Марс, хватило, чтобы Фердоуси – выпускник Университета штата Вашингтон и Массачусетского технологического института, «взорвал» Интернет». Если до «Кьюриосити» на Твиттер Бобака присылали сообщения около 200 человек, то к настоящему времени их численность выросла до 40 000.

Интересно, что значительная часть сообщений – это… предложения руки и сердца от представительниц прекрасного пола. Они откровенно пишут ему, что считают его «классным» и «умным». «Я знаю, ты занятой человек, но может быть, найдешь время, чтобы жениться на мне? Посади что-нибудь на Марсе, если твой ответ – «да», – обращается к нему одна из поклонниц.

Другие просто шлют ему сообщения с призывом: «Женись на мне!», нередко признаваясь при этом, что влюбились в него с первого взгляда. Не всем из них изменяет реализм. «У тебя ведь, наверное, уже 20 000 подобных предложений» – обреченно констатирует одна их тех, что покушаются на «свободу» Фердоуси. Предложения в Твиттере зачастую сопровождаются достаточно откровенными снимками, на которых соискательницы руки и сердца Бобака предстают перед ним во всей своей красе.

Чтобы желающие повязать его «узами Гименея» не растравляли себя напрасными надеждами, Фердоуси официально объявил, что у него есть «великолепная подруга», которая с пониманием относится к его непростой работе и с которой он уже «то ли три, то ли четыре года» вместе (тут Бобак немного запутался).

Имидж Бобака выигрывает и оттого, он (Бобак) – социально «продвинутый». Он нередко выходит в Твиттер даже во время своего дежурства в операторском зале и откровенно делится с друзьями мыслями и чувствами, которые у него вызывает космос. Причем делает это с детским восторгом и непосредственностью, несмотря на свою очень «взрослую» работу: «Марс такой большой, примерно, как раскрытая ладонь вытянутой руки! Это в голове не укладывается!».

Когда команда Фердоуси выполнила свою главную задачу – совершить безупречную посадку «Кьюриосити» на Марс, те, с кем он переписывался в Твиттере, радовались так, будто находились рядом с ним в операторском зале. Ведь это благодаря Бобаку они все восемь с лишним месяцев вместе с ровером «летели» к Красной планете.

«Посол» НАСА

Как выглядел сотрудник центра управления полетами во времена «Аполлона»? Весьма официально – белая рубашка, черный тонкий галстук, темные брюки. В общем, ни дать, ни взять – школьный завуч или офисный клерк. Не самые привлекательные для молодежи образы, верно?

С этим отчасти связано повышение среднего возраста работников агентства. Ведь поколение Х, воспитанное на «Человеке-пауке» и «Аватаре», общающееся в социальных сетях с использованием iphone и ipad, выбирает «Пепси» – технократический, но в то же время легкий стиль жизни, не утяжеленный дресс-кодами и нудным – по многу часов – сидением в офисе. Подключенный к Интернету ноутбук позволит одетому в плавки сотруднику фирмы выполнять свои трудовые функции прямо на пляже – в перерывах между занятиями скайт-серфингом.

Что же «революционного» сделал Фердоуси, чтобы повысить интерес молодежи к НАСА и космической деятельности в целом? Ответ на этот вопрос заключается в его словах, сказанных им в ходе интервью газете «Лос-Анджелес Таймс»: «Я думаю, то, чем мы занимаемся, – это невероятно круто, и меня вполне устраивает, что я стал примером того, что этим может заниматься любой человек, и при этом ему не нужно терять своя «я» – он может оставаться самим собой. Все, что нужно, чтобы работать здесь, – это увлеченность и желание добросовестно трудиться... Мне очень хотелось бы, чтоб через десять лет какой-нибудь парень, который сейчас еще учится в средних или старших классах, увидел меня в этих стенах и сказал: «Я тебя помню. Ты – одна из причин, в силу которых я пошел работать в НАСА». Если среди подростков окажется хоть один такой, меня это по-настоящему тронет».

Комментируя популярность Бобака, корреспондентка АВС сказала: «Это еще что! Вот когда марсоход отправится изучать «Красную планету» и будет делать это в течение 22-х месяцев, передавая нам невиданные прежде снимки внеземного мира, то можно будет только гадать, до каких галактических масштабов еще может вырасти слава Фердоуси».

На чем ехать в будущее?

Гадая о будущих «вселенских размерах» этой славы, не будем все же забывать: Бобак и его экстравагантный вид «светят» отраженным от «Кьюриосити» светом. Сколь бы привлекателен ни был облик молодого человека, его было бы недостаточно, чтобы «позвать» молодежь в науку и технику. Для этого в первую очередь нужен был марсоход – нечто новое, смелое, бросающее вызов неизвестности и символизирующее лучшие «мозги» нации.

Просто полеты в космос на околоземную орбиту или даже на Луну вызовут не больше интереса, чем очередное восхождение на вершину Эвереста. Вспомним, что третью миссию на Луну – «Аполлона-13» уже отказались транслировать все ведущие американские телеканалы по причине потери интереса к путешествиям людей на Селену (стали транслировать лишь после того, как на борту командного модуля произошел взрыв, привлекший внимание публики к этому полету).

Вопрос вопросов: почему же Россия не может осуществить нечто подобное «Кьюриосити»? Ведь продолжают выпускать студентов ведущие технические ВУЗы страны (остается надеяться, что их не затронет озвученный правительством РФ план сократить общее количество ВУЗов) и еще работают «космические» КБ и предприятия. Может быть, Россия – бедная? Но по данным интернет-газеты «Сочи-24», уже к июню 2010 года верхняя «планка» расходов на зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи достигла 39 миллиардов долларов.

Таким образом, сумма, необходимая для проведения сочинской Олимпиады, как минимум в десять раз превысила бюджеты прошедших зимних игр в итальянском Турине, американском Солт-Лейк-Сити и канадском Ванкувере. И это еще не предел. Суммарная стоимость строительства совмещенной 48-километровой автомобильной и железной дороги «Адлер – Красная Поляна» оценивается по данным российских СМИ в 7,5 миллиардов долларов, или в три раза (!) дороже, чем вся программа «Кьюриосити» (не будем забывать, что если б не задержка с осуществлением, программа эта была бы на полмиллиарда долларов дешевле). При этом основные «высокие технологии», востребованные для строительства данной дороги (да и в сооружении прочих олимпийских объектов тоже) – это асфальтоукладчики, экскаваторы и строительные краны.

Оставим за рамками статьи вопрос о том, сколько из тратящихся на Олипмпиаду-2014 денег действительно идет на сооружение спортивных объектов и соответствующей инфраструктуры, а сколько уходит в «откаты», «распилы», «отмывы» и прочие практически узаконенные в России механизмы «увода» средств. Обратим внимание на главное: власть страны явно заинтересована в этой Олимпиаде и оказывает ей всяческую поддержку – не только финансами из бюджета, но и «административным ресурсом».

Почему же такого не происходит в области космонавтики? Неужели ледовые катки, горнолыжные и санные трассы важнее для будущего нации, чем развитие ее интеллекта? Ведь кроме космической программы, в России не осталось никакой наукоемкой сферы деятельности, которая могла бы позвать в свои ряды представителей самых разных научных и технических дисциплин – от биологии и медицины до электроники и ядерной физики. И не просто позвать, а побудить их создавать новые технологии и получать новые знания. Но это возможно лишь в том случае, если им предложат осуществить действительно новый, значительный и захватывающий воображение проект.

Ситуацию не спасет даже заметное увеличение бюджета Роскосмоса. Напомним: В 2013-14 гг. этому ведомству будет отчислено из федерального бюджета почти 144 млрд. рублей (около 5 миллиардов долларов), что на 52,7% больше, чем Федеральное космическое агентство получило в 2011. Но если и дальше проводить спортивные аналогии, то ведь власть выделила деньги не просто на развитие физкультуры и спорта, а именно на Олимпиаду-2014 г.

Отчего же не сделать такого в области космонавтики? Сформулировать на высшем государственном уровне цель, достижение которой было бы также важно и престижно (и не более затратно) для нации, как проведение олимпийских игр? И не повторять пройденного – пусть даже такими крупными игроками на «космическом поле», как США, – а идти вперед, в «дальний космос». Иначе в то время, как молодежь другой страны «поедет» в будущее на марсоходе, российская – на бобслеях и асфальтоукладчиках.
XS
SM
MD
LG