Линки доступности

Комитет защиты журналистов: «Ситуация в России со свободой прессы продолжает ухудшаться»


Кати Мартон
Кати Мартон

«Анатомия безнаказанности: Нераскрытые убийства журналистов в России» - так называется специальный доклад, который сегодня в Московском Независимом пресс-центре представил Комитет защиты журналистов (The International Committee to Protect Journalists), международная организация, головной офис которой находится в Нью-Йорке. На 87 страницах своего доклада КЗЖ исследует убийства 17 журналистов - редакторов, репортеров, фотографов, обозревателей и издателя, погибших при нынешнем руководстве страны, начиная с 2000 года. К сожалению, этот список продолжает расти. Когда доклад был подготовлен к печати, в Чечне погибла еще одна журналистка и правозащитница - Наталья Эстемирова.

«Это очередное убийство подтверждает, что ситуация в России со свободой прессы продолжает ухудшаться, - отметила, открывая пресс-конференцию, член совета директоров Комитета защиты журналистов, публицист Кати Мартон, - наших коллег не просто убивают, но хотят замолчать саму правду. Во всяком случае, пока мы не видим решимости российских властей добиваться полного расследования этих преступлений. Только в единственном случае – деле забитого насмерть в 2000-м году сотрудника «Новой газеты» Игоря Домникова - убийцы понесли наказание».

Нина Огнянова
Нина Огнянова

«Секретность, коррупция, отсутствие отчетности, конфликты интересов и недостаток политической воли – вот основные причины того, что убийцы журналистов уходят от наказания, - продолжила Нина Огнянова, координатор программ КЗЖ в Европе и Центральной Азии, - и поэтому в российской прессе стали замалчиваться острые темы злоупотребления власти, преступлений на Северном Кавказе, нарушения прав человека. Пострадало и мировое сообщество – его лишили объективной информации о процессах в России, имеющих международную значимость».

Жан-Поль Мартоз
Жан-Поль Мартоз

«Россия является членом ОБСЕ и членом Совета Европы. Она подписала Конвенцию о защите прав человека. И тем самым политика России в гуманитарной сфере – это отнюдь не внутреннее дело Москвы, - резюмировал правозащитник и консультант КЗЖ в Европе Жан-Поль Мартоз, - поэтому мы намерены добиваться стопроцентного выполнения Россией решений Страсбургского суда относительно дел, связанных со свободой прессы. В противном случае, если российские власти не предпримут адекватных действий, нельзя исключать и принудительных мер - вплоть до временного выведения России из Совета Европы…».

В докладе Комитета защиты журналистов содержатся рекомендации и к руководству Соединенных Штатов поднимать вопросы свободы прессы и безнаказанности убийц журналистов на переговорах с российскими властями, а в Конгрессе США проводить публичные слушания на эту тему. Отвечая на вопрос Русской службы «Голоса Америки» о том, достаточное ли внимание администрация Барака Обамы уделяет этой проблематике в ходе общей американо-российской «перезагрузки», член совета директоров КЗЖ Кати Мартон подчеркнула: «Нам известно, что вопрос свободы прессы обсуждался в ходе личных встреч президентов США и России. Кроме того, буквально на прошлой неделе в докладе, посвященном американской внешней политике, Госсекретарь Хиллари Клинтон уделила особое место именно состоянию СМИ в России. Это, по-моему, очень знаковое заявление».

Людмила Алексеева
Людмила Алексеева

«Спасибо, что международное сообщество старается нам помочь. Но почему мы, россияне, продолжаем уповать на кого-то, а не стремимся сами решать свои проблемы и заставлять власть делать свою работу, - задала вопросы на пресс-конференции Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской Группы, - почему, наконец, даже на этой презентации иностранных СМИ больше, чем российских?».

На эту грустную тенденцию обратила внимание и мать погибшего пять лет назад в Петербурге обозревателя журнала «Город» Максима Максимова, который проводил расследование о коррупции в правоохранительных органах. Кстати, дело о расследовании этого убийства, по словам матери погибшего, приостановлено еще год назад.

Римма Максимова
Римма Максимова

«29 июня этого года мы хотели открыть памятную доску в доме, на месте гибели моего сына, - рассказала сегодня в Независимом пресс-центре Римма Максимова, - Но пришло только пять (!) журналистов. А через несколько часов мемориальная доска была снята местными властями…».

Вспомнила Римма Васильевна и о своем открытом письме президенту Владимиру Путина, опубликованному еще два года назад. Никакой реакции на это письмо не было. По ее словам, совершенно формально к обращениям матери погибшего журналиста отнеслись и первые лица МВД, Генпрокуратуры, Госдумы и многих других высших органов власти.

В свою очередь, устроители сегодняшней пресс-конференции заявили, что они намерены добиваться конкретной реакции от российских властей и повторного расследования всех нераскрытых убийств. Специальный доклад КЗЖ уже передан лично президенту и премьер-министру России через Эллу Панфилову, председателя Совета по правам человека при президенте РФ. Кроме того, сегодня же после пресс-конференции запланирована встреча представителей КЖЗ с председателем Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ Александром Бастрыкиным. А на следующей неделе Жан-Поль Мартоз и Нина Огнянова проведут серию встреч в Брюсселе с высокопоставленными чиновниками Евросоюза.

«Мы полны решимости положить конец безнаказанным убийствам журналистов в России, - заявила в завершение презентации член совета директоров КЗЖ Кати Мартон, - мы будем делать это повсеместно на самом высоком международном уровне. И мы намерены вновь приехать в Москву, чтобы рассказать, что сделано нами, и спросить: а что сделано российскими властями?».

XS
SM
MD
LG