Линки доступности

Не приведут ли разногласия США и Турции к сближению Эрдогана с Москвой?


Реджеп Тайип Эрдоган
Реджеп Тайип Эрдоган

Анкара и Москва развивают сотрудничество, но, по мнению аналитиков, их сближение достигло предела

Углубление разногласий между США и Турцией дает пищу предположения, что этот процесс может привести к дальнейшему сближению Турции с Россией.

Высокопоставленные представители турецких властей в понедельник встретились в Сочи с коллегами из России и Ирана в рамках сотрудничества по урегулированию сирийского конфликта.

«Мы можем идти собственным путем», – процитировали в воскресенье турецкие СМИ заявление президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана. – США пригодился бы верный и ценный союзник», – добавил он.

На прошлой неделе напряженность в отношениях между США и Турцией резко усилилась после того, как президент Трамп пригрозил ввести «жесткие санкции», если Турция не освободит удерживаемого в стране американского пастора Эндрю Брансона. Он находится под домашним арестом по обвинениям, которые Вашингтон называет безосновательными. Анкара настаивает, что дело должно быть решено в суде.

Тем временем Россия весьма успешно заигрывает с Турцией. «Такими дружественными эти отношения не были за всю историю (турецкой) республики», – отмечает бывший высокопоставленный турецкий дипломат Айдин Сельчен, служивший в Вашингтоне и на Ближнем Востоке. Две страны стремительно развивают сотрудничество в торговле и урегулировании сирийского вопроса.

Решение Турции закупить российские ракетные системы С-400 усилило беспокойство ее западных союзников. Вашингтон предостерегает, что российские ракеты могут скомпрометировать системы обороны, которые используют союзники Турции по НАТО.

Союзники обеспокоены

Аналитики полагают, что ужесточение позиции Вашингтона в отношении Анкары в деле Брансона отчасти объясняется беспокойством по поводу приверженности Турции западным союзникам. Угрозы Трампа ввести санкции могут оказаться хорошей возможностью для российского президента Владимира Путина.

«Я бы не стал исключать, что Путин предлагает Эрдогану некоторую страховку на случай гнева Америки, – считает политический аналитик центра Global Source Partners Атилла Есилада. – Но у Путина есть все, что нужно Турции, за исключением денег. А Турция отчаянно нуждается в зарубежном финансировании. Только Запад может предоставить ей эти займы».

Конгресс США, сознавая зависимость Турции от иностранных кредитов, угрожает принять меры, ограничивающие ее возможность получать заемные средства.

Эксперты также сомневаются в том, заинтересован ли Путин в дальнейшем укреплении отношений с Анкарой.

«Не думаю, что Москва хочет сблизиться с Турцией еще больше, – считает Сельчен. – Им достаточно вести свою игру, чтобы ослаблять НАТО, удерживая в Турцию в положении, когда она одной ногой на Западе, а другой – на Востоке, потому что не в интересах Путина, чтобы Турция была столь же зависима от России, как Беларусь. Не будем забывать, что российская экономика меньше экономики Калифорнии. Россия не может нести на себе бремя Турции. Она не может тянуть на себе даже Сирию».

Сирия как катализатор

Советник Эрдогана, пожелавший сохранить анонимность, в прошлом месяце подчеркнул, что Анкара по-прежнему сохраняет приверженность западным альянсам, а ее отношения с Россией продиктованы соображениями торговли и необходимостью урегулировать сирийский конфликт.

В сотрудничестве по сирийскому вопросу Анкара и Москва все чаще сталкиваются с осложнениями. Турецкие власти обвиняют Россию в несоблюдении договоренности о создании зон деэскалации, где сирийские повстанцы были бы защищены режимом прекращения огня. Зоны были созданы в рамках так называемого «Астанинского процесса», в котором участвуют Турция, Россия и Иран.

К возмущению Анкары, силы сирийского режима при воздушной поддержке России постепенно берут зоны деэскалации под контроль. Эрдоган пообещал защищать последний оплот повстанцев в провинции Идлиб, которая граничит в Турции. Как ожидается, в ходе сочинской встречи представители Турции, Ирана и России сосредоточатся на будущем анклава Идлиб.

Еще больше осложнить отношения между Москвой и Турцией может недавно прошедший саммит Путина и Трампа в Хельсинки. «В Хельсинки прошла четырехчасовая встреча. Это были переговоры по существу. Судя по всему, уже есть база для окончательной политической договоренности по Сирии», – отмечает Сельчен.

«Президент Трамп в большей степени, чем Обама, готов отдать Сирию президенту Асаду, как только будет побеждена ИГ, – добавляет он. – Москва и США могут договориться по Сирии, а значит, Турция может быть вытеснена из этого процесса, поскольку она не может противостоять и Москве, и Вашингтону по сирийскому вопросу».

XS
SM
MD
LG