Линки доступности

Борьба с коррупцией по-российски


Бывший министр обороны России Анатолий Сердюков (архивное фото)
Бывший министр обороны России Анатолий Сердюков (архивное фото)

Эксперты обсуждают последние коррупционные скандалы

Эксперты, опрошенные корреспондентом Русской службы «Голоса Америки», обсуждают: почему было начато преследование приближенных бывшего министра обороны и по какой причине депутаты Думы стали дружно уходить в отставку.

Что нравится народу

Экономист Сергей Жаворонков называет происходящее «гонениями на второстепенных персонажей из правящей группировки». А предпринимаются эти гонения, по мнению Жаворонкова, исключительно с целью пиара Владимира Путина. «Учитывая, что в последнее время усилились и репрессии против оппозиции, Путин хочет показать народу, что наказание ждет всех виновных, вне зависимости от их партийной принадлежности», – подчеркивает он.

В этом ряду экономист называет и стремление снять неприкосновенность с бывшего мэра Нижнего Новгорода, а ныне – парламентария от «Единой России» Вадима Булавинова. И арест замминистра регионального развития Романа Панова, обвиняемого в хищении 90 млн рублей при подготовке к саммиту АТЭС. И возбуждение уголовных дел против приближенных бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова.

«При этом, первые лица государства – так называемое “путинское окружение” – конечно, останутся ни при чем. И это показывает судьба Сердюкова – его самого не трогают, потому, что он слишком много знает, и, кроме того, он входил в достаточно близкий круг», – указывает Сергей Жаворонков. По мнению собеседника «Голоса Америки», политически этот прием достаточно эффективен. «Народу нравится, что какого-то вороватого чиновника поймали за руку и посадили. И то, что власть не стремится “отмазать” всех чиновников без разбора, конечно, поднимает ее рейтинг», – отмечает экономист.

При этом никаких «громких» посадок он не ожидает. «Думаю, что все ограничится средним уровнем – депутатами Госдумы, бывшими мэрами, вице-губернаторами, заместителями министров, начальниками департаментов – не выше. Если на обвиняемых в коррупции и воровстве есть хорошая доказательная база, то их вполне могут и посадить. Другое дело, что много им не дадут, а, учитывая их состояние, можно ожидать, что через половину срока они освободятся условно-досрочно», – заключает Сергей Жаворонков.

Неудобная статья

Доктор юридических наук, профессор Санкт-Петербургского юридического института Академии Генеральной прокуратуры РФ Яков Гилинский считает запрет на владение недвижимым имуществом и банковскими счетами за рубежом для политиков и чиновников высокого ранга «имитацией кипучей деятельности». И добавляет: «Кстати, я считаю, что любой гражданин может иметь за границей и недвижимость, и счета, не зависимо от своего статуса и вида деятельности. Однако, необходимо, чтобы имущество соответствовало доходам».

Профессор Гилинский напоминает, что в 20-й статье Международной конвенции по противодействию преступности написано, что имущество, стоимость которого в несколько раз превышает задекларированные доходы, может быть конфисковано без возбуждения уголовного дела. А Россия, ратифицировав конвенцию в целом, настаивает на введение оговорок именно в 20-ю статью.

Коррупция в стране, по мнению эксперта, всегда носила тотальный характер: «Но сейчас, чувствуя сильное недовольство в обществе, власть принялась заниматься самооправданием. Одним из его видов и стала, якобы, кипучая деятельность по противодействию коррупции. Тем более, что это – удобный повод избавиться от некоторых неудобных людей. Однако, скорее всего, через какое-то время эта кампания затихнет».

«Богатые» родственники

Депутат Государственной Думы, член фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева считает, что определенную роль в отказе трех «единороссов» от депутатских мандатов сыграла проверка их деклараций о доходах. Ожидается также ужесточение контроля над попытками совмещения депутатской деятельности с бизнесом. Наконец, «Единой России» очень важно показать, что депутаты этой фракции сдают мандаты по первому требованию, и не оказывают сопротивления, как думские оппозиционеры.

Инициируемый «справороссами» налог на роскошь, по мнению Дмитриевой, «помог бы подавить показное потребление», причем не только у самих чиновников: «Ни для кого не секрет, что многие дети, жены, братья и сватьи ответственных лиц работают в акционерных обществах с государственным участием. И на них вообще не распространяется никакое ограничение прав собственности. И все знают, что можно уйти от ответственности, оформляя собственность, допустим, на двоюродную бабушку жены. Но если будет налог на роскошь, то эта самая бабушка, которая якобы владеет сверхдорогим особняком, должна будет этот налог заплатить».

И добавляет, что этот налог неудобен для многих «единороссов» именно потому, что от него невозможно уйти вне зависимости от того, на кого оформлена элитная недвижимость. И в силу этого думское большинство торпедирует введение налога на роскошь и прогрессивного подоходного налога. «Ведь они будут распространяться на весь класс, а не только на тех, кому, что называется, уже не отвертеться от ответственности. А, по самым скромным подсчетам, не менее 30 процентов депутатов Госдумы имеют сверхдорогие дома, автомобили и доход свыше трех миллионов рублей. Их противодействие введению налога на роскошь и прогрессивного подоходного налога диктуется только нежеланием расстаться с деньгами», – отмечает Оксана Дмитриева.

Тем временем, в российской прессе появились сообщения, что сдать своим депутатские мандаты в добровольно-принудительном порядке могут еще шесть членов фракции «Единая Россия». Среди них – Владислав Третьяк, у которого обнаружилась квартира во Флориде стоимостью в 1 миллион доллларов. Эта квартира не указана ни в одной декларации легендарного хоккеиста.

Справка

В рейтинге международной организации Transparency International, определяющей уровень коррупции в разных странах мира, Россия в настоящее время занимает 133-е место, разделив его с Коморскими островами, Гайаной, Гондурасом, Ираном и Казахстаном.
XS
SM
MD
LG