Линки доступности

«КОНТЕКСТ»: Убийство Немцова. Год спустя


Убийство Немцова. Год спустя
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:17 0:00

Убийство Немцова. Год спустя

На минувшей неделе исполнился год с убийства Бориса Немцова. «Голос Америки» публикует мнения экспертов и людей, знавших оппозиционера, о последствиях преступления для России. Политолог Ариэль Коэн – о репутационных потерях Москвы, немцовском чувстве долга перед страной и потере лидера оппозицией

27 февраля Россия отметила годовщину убийства Бориса Немцова. 24 тысячи человек вышли на улицы Москвы почтить его память.

Я хорошо знал Бориса, просил его не возвращаться в страну, когда его портреты с надписью «национал предатель» появились на Новом Арбате.

Борис понимал, что с ним что-то может случиться, но его долг перед страной и обществом оказались сильнее страха за свою жизнь. В этом его жертва и героизм, его подвиг.

Россия несет колоссальные репутационные издержки, потому что дело об убийстве Немцова будет рассматривать в Парламентской Ассамблее Совета Европы, возможны и другие международные меры против заказчиков.

Политические убийства в России имеют давние корни. Александр II, Плеве и Столыпин были убиты революционерами. Кирова убил еще один революционер – его друг Коба. Сталин. Коба уничтожил и других своих друзей – Бухарина, Рыкова, Орджоникидзе, равно как и миллионы ни в чем неповинных людей.

Общее, что объединяет эти убийства – это пренебрежение к закону и отсутствие политической традиции решать споры и разногласия без крови. А это трагедия, если не проклятие, той политической культуры, где это происходит.

Более того, Немцов играл ключевую роль в рядах демократической оппозиции. Без него Парнас бывшего премьера Мих. Касьянова и Партия прогресса Алексея Навального затруднятся найти общий язык. Под угрозой Демкоратическая Коалиция, в которой участвовали и те, и другие.

Яблоко и Партия Гражданских инициатив не вошла в нее, распыляя силы и без того малочисленных демократов на выборах в Думу 2016 г.

Расследование указывает на высокопоставленных крышевателей убийц. Киллеры следили за Немцовым и его спутницей несколько дней, что говорит о серьезном бюджете этой операции. Были отключены камеры слежения на Большом Москворецком мосту. Заказчиков убийства не допрашивают, не объявляют в розыск, то есть расследование спускают на тормозах. Оно носит все следы вмешательства сверху.

Следы убийц Немцова ведут в Чечню. Один из убийц был членом батальона «Север», подчиняющегося главе республики. Но хозяин Чечни, Рамзан Кадрыров, продолжает безнаказанно запугивать лидеров оппозиции Михаила Касьянова и Владимира Кара-Мурзу, объявлять оппозиционеров врагами народа.

Вместо государства законопослушания, страна быстро скатывается к практике эскадронов смерти, которые мы помним в «банановых республиках» латиноамериканской диктатур прошлого века.

Убийство Бориса стало знаковым. От мягкого авторитаризма 2000-x страна быстро перешла к все более тяжелому идеологическому прессу, отжиму бизнесов, например, аэропорта Домодедово, и нарастающему страху.

Надежда на мирный переход власти умерла вместе с Немцовым. Его видение демократической России ушло вместе с ним.

Все вернулось на круги своя. Цикл «революция-реакция-революция», лозунг «кто не с нами, тот против нас»... Мы это проходили с первой четверти 19-го века. А сейчас это повторяется в веке 21-м.

Очень хочется надеяться, что жертва Бориса не пройдет даром. Сегодня его дочь Жанна и сын Антон поддержали дело отца. Родилась политическая династия. Антон был в первых рядах демонстрации на первую годовщину гибели политика, а Жанна создала Фонд Бориса Немцова за свободу в Германии, куда она была вынуждена уехать.

Но политическое завещание Бориса еще предстоит выполнить российским политикам и обществу: сделать страну свободной и процветающей, без страха и политических убийств.

Дай-то Бог!

  • 16x9 Image

    Ариэль Коэн

    Директор-основатель Центра энергии, природных ресурсов и геополитики (CENRG) Института анализа глобальной безопасности, и Директор International Market Analysis – компании, занимающейся развитием бизнеса и политическими рисками в области энергии и природных ресурсов. Ариэл Kоэн учился в Гарвардском университете и получил степень магистра и докторат во Флетчерской школе дипломатии и права (Университет Тафтс).

XS
SM
MD
LG