Линки доступности

Франция: общенациональные дебаты по выходу из кризиса


Премьер-министр Франции Эдуар Филипп, президент Франции Эммануэль Макрон и министр внутренних дел страны Кристоф Кастанер (архивное фото)
Премьер-министр Франции Эдуар Филипп, президент Франции Эммануэль Макрон и министр внутренних дел страны Кристоф Кастанер (архивное фото)

Тысячи дискуссий, проведенных по инициативе президента Макрона, одни называют новым словом в представительной демократии, другие – пиар-акцией

После тысяч встреч с общественностью Франция открывает новую главу «больших дебатов», посвященных проблемам, вызывающим недовольство общественности, и поиску решений, способных удовлетворить протестное движение «желтых жилетов».

Однако кризисная ситуация сохраняется, что видно из всплеска насилия, имевшего место в субботу в Париже, где прошла 18-я акция протеста с участием примерно 10 тысяч «желтых жилетов».

Демонстранты громили и грабили заведения на Елисейских полях и бросали камни в полицию, которая в ответ применила слезоточивый газ и водометы. Другие приняли участие в мирном марше, собравшем десятки тысяч человек, что подчеркнуло расплывчатый и неорганизованный характер протестного движения, у которого отсутствуют лидеры.

Восемь недель гражданских дебатов, инициированных в январе президентом Эммануэлем Макроном, оцениваются неоднозначно. Некоторые считают их новаторским экспериментом в области представительной демократии. Другие называют их пиар-ходом.

Главный вопрос состоит в том, каким образом центристское правительство Макрона планирует (и планирует ли?) трансформировать полученную от общества обратную связь в осязаемые политические изменения, способные устранить накопившееся недовольство и положить конец волнениям.

«Проблемы начинаются сейчас, – говорит аналитик Жан Пето из Института политических исследований в Бордо. – Чтобы полностью покончить с "желтыми жилетами", правительство должно выполнить хотя бы часть их требований, которые во многом несовместимы, и дать им понять, что оно предлагает решения, заслуживающие доверия».

Для Макрона результаты дебатов были в целом позитивными. До полумиллиона французов приняли участие в 10 тысячах встреч с общественностью, которые проходили по всей стране и были посвящены заранее оговоренным темам, включая налоги, государственные услуги, демократию и защиту окружающей среды. Организаторы также получили более 1,4 миллиона онлайн-комментариев, в которых затрагивались другие проблемы, вызывающие обеспокоенность общественности, включая занятость и иммиграцию.

«Люди начинают осознавать, что политика и изменение системы – это очень сложный процесс», – говорит Бернар Ребер, эксперт по вопросам гражданского участия в парижском Национальном центре научных исследований.

Смешанные оценки

Дебаты также дали президенту и правительству некоторую передышку, которая продлится до конца нынешнего «второго этапа» в апреле. Случайно отобранные граждане примут участие в региональных встречах, цель которых – расставить приоритеты среди многочисленных требований.

Опросы показывают, что большинство французов одобрило национальные дебаты. По результатам совместного соцопроса Harris Interactive и Agence Epoka, более 80 процентов респондентов отметили, что встречи дали гражданам возможность выразить свое мнение. Больше половины опрошенных заявили, что на них рассматривались проблемы, волнующие лично их и те, которые озвучивались «желтыми жилетами».

В то же время, согласно данным другого исследования, две трети опрошенных сомневаются в том, что правительство в конечном итоге примет во внимание мнение общественности.

Ведущая французская газета Le Monde, однако, выступила с осторожным одобрением этой инициативы.

«Макрон еще не победил, – говорилось в ее редакционной статье, – но он должен показать, что он не только слушал, но и услышал страну».

Члены правительства настаивают, что так оно и есть.

«То, что мы должны вести дела по-другому, очевидно, – заявил еженедельнику Le Journal du Dimanche министр по делам территориальных сообществ Себастьян Лекорню, который участвовал в организации дебатов. – Мы можем активизировать работу по некоторым темам и ускорить или скорректировать (работу) по другим (вопросам)».

Однако премьер-министр Франции Эдуар Филипп занял более осторожную позицию, заявив, что люди, ожидающие, что по итогам дебатов возникнет поток правительственных решений, ошибаются.

Многомесячные акции «желтых жилетов» затормозили реализацию реформистской программы Макрона. Протестное движение пошло дальше первоначального неприятия запланированного повышения налогов на бензин и начало заявлять о самых разных проблемах, с которыми сталкиваются преимущественно представители сельских районов Франции и рабочего класса.

Президент Франции сначала отступил, отказавшись от повышения налогов на бензин. В декабре он пошел дальше, объявив о выделении миллиардов евро на помощь самым уязвимым слоям населения и изложив планы дебатов.

«Желтые жилеты» сочли эти меры недостаточными, а самые крайние из них – потребовали отставки Макрона.

Пока можно увидеть, по крайней мере, стилистические изменения. Макрон, которого часто называли высокомерным и отстраненным, принял участие примерно в десятке общественных дебатов.

Политические оппоненты обвинили французского лидера в том, что он перетянул на себя внимание СМИ накануне выборов в Европарламент, которые пройдут в мае. Рейтинг Макрона действительно поднялся на 8 пунктов, достигнув 28 процентов, а его партия «Вперед, Республика!» постепенно отвоевывает позиции у ультраправого оппозиционного «Национального объединения».

Некоторые наблюдатели отмечают, что в дебатах приняла участие лишь небольшая доля населения, включая пожилых граждан, располагающих достаточным временем.

Однако Ребер, который побывал примерно на 30 встречах, говорит, что значение дебатов не следует недооценивать.

«Они были беспрецедентными во всех отношениях», – сказал он.

«Я не уверен, что правительство четко представляет, что оно будет делать с этим массивом информации, – добавил эксперт, – но у него есть самые разные варианты действий».

XS
SM
MD
LG