Линки доступности

США и России нужны встречные шаги


США и России нужны встречные шаги
США и России нужны встречные шаги

Евгения Устинова, научный сотрудник международной научно-исcледовательской организации Eurasia Group комментирует события, которые подвели черту под итогом визита госсекретаря США Хиллари Клинтон в Москву.

Инна Дубинская: Госсекретарь Хиллари Клинтон и министр иностранных дел Сергей Лавров после переговоров в Москве констатировали «существенное продвижение» в вопросе по договору о сокращении стратегических наступательных вооружений. Насколько существенен этот прогресс?

Евгения Устинова: Несмотря на заявления Лаврова и Клинтон о серьезном прогрессе в двусторонних отношениях, свидетельств этого практически нет. Несмотря на то, что обсуждался широкий круг вопросов, включая сокращение стратегических вооружений, по результатам переговоров не было подписано никаких соглашений.

Обе стороны утверждают, что к 5 декабря может быть заключен новый договор СНВ. Однако времени осталось немного, а по признанию Лаврова, ключевые вопросы остаются нерешенными. Успех переговоров зависит от готовности Москвы и Вашингтона к компромиссам. Возможно, для этого потребуется личное вмешательство президентов Медведева и Обамы.

И.Д.: Что вы думаете по поводу идеи об участии России в создании противоракетного щита? Как известно, Россия несколько лет назад уже предлагала использовать в этих целях Габалинскую радарную станцию в Азербайджане.

Е.У.: Москва возражала против планов размещения в Восточной Европе американской системы противоракетной обороны не только потому, что расценивала ее как противоречащую своим национальным интересам, но отчасти и потому, что США в одностороннем порядке объявили о создании ПРО. Кремль лишь поставили в известность об этом. Для России не столь важно, будет ли она участвовать в создании ракетного щита – для нее важнее, чтобы Вашингтон принимал во внимание ее интересы.

Выступая на пресс-конференции, Лавров подчеркнул, что новый план ПРО был разработан в Вашингтоне, как и первоначальный план администрации Буша. Другими словами, Россия по-прежнему с недоверием относится к американским планам создания ПРО, и переубедить ее может только детальное обсуждение всех деталей этого проекта.

Свидетельство тому – заявление замминистра иностранных дел России Сергея Рябкова о том, что МИДу РФ известно о тех контактах, которые существуют между НАТО и странами, не входящими в этот военный блок. По его словам, в МИДе обеспокоены тем, что у Пентагона могут быть планы размещения противоракетных комплексов «Патриот» в Украине. Это показывает, насколько непрочны достигнутые «значительные сдвиги» по ПРО и другим вопросам.

И.Д.: Какое впечатление у вас осталось от выступления госсекретаря Клинтон в Московском Государственном Университете?

Е.У: Это выступление отражает политику «перезагрузки», которую проводит администрация Обамы в отношениях с Россией. Клинтон говорила о необходимости отказа от менталитета времен Холодной войны в двусторонних отношениях и призвала Россию к большей открытости, к созданию более динамичной политической системы в целях повышения ее роли на мировой арене. В этом контексте Клинтон не случайно упомянула недавно опубликованное обращение президента Медведева «Россия, вперед!». США рассматривают «перезагрузку» как двусторонний процесс.

XS
SM
MD
LG