Линки доступности

Итоги конференции ООН по климату: «исторические полумеры»?


Российские экологи – о соглашении, достигнутом в Париже

МОСКВА – Независимые российские экологи с оптимизмом восприняли итоги конференции ООН по вопросам изменения климата, хотя и не считают достигнутое соглашение оптимальным. Новые договоренности заменят Киотский протокол.

Напомним, Всемирный форум, проходивший в Париже, длился две недели и завершился 12 декабря. В результате делегации 196 стран, включая Россию и США, единогласно пришли к соглашению. Подписанный документ закрепил основные принципы действий всех государств на период с 2020 года.

Руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров в интервью Русской службе «Голоса Америки» назвал достигнутое решение «переломным» и считает, что оно «без преувеличения, изменит мир». По его словам, человечество объединилось, и поставило задачу ограничить антропогенное изменение климата, чтобы сохранить планету пригодной для жизни.

По мнению Чупрова, одно из основных достижений соглашения состоит в том, что «задана планка в 2 градуса и заявлено о пике парниковых выбросов, который человечество должно пройти как можно скорее».

«Это фактически приговор ископаемой энергетике, – констатировал он. – Путь будет долгим, но на смену угля, нефти и газа должна прийти возобновляемая энергетика. Так решили в Париже».

Неудача – это не катастрофа

Относительная неудача парижских договоренностей, по его оценке, в том, что механизмы сокращения эмиссий пока крайне слабые. «Но неудача – это не одно и то же, что катастрофа, – уточнил эколог, – так как механизмы, хотя и мягкие, однако они позволяют поддерживать всех, кто добровольно снижает выбросы и готов переходить к новому типу энергетики и фактически экономики».

Кроме того, Владимир Чупров признает, что в соглашении действительно есть некий разрыв – планка намечена в 2 градуса, а механизмы сокращения эмиссий обеспечивают непревышение только 3 градусов.

Руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексей Кокорин также высоко оценил итоги конференции ООН.

«Историческая значимость парижского соглашения в том, что его принятие подтверждает: изменение климата – осознанная всеми странами глобальная проблема и государства готовы действовать», – резюмировал он в комментарии «Голосу Америки».

На его взгляд, благодаря парижскому соглашению страны будут мотивированы на пересмотр национальных целей по сокращению выбросов в пользу усиления этого процесса.

«А значит, появится шанс сдержать глобальное потепление на уровне ниже двух градусов по Цельсию», – уточняет Кокорин.

При этом он указывает на колоссальную разницу между 2-мя и 3-мя градусами: «Согласно последним научным данным, при потеплении на 2 градуса от проблем, связанных с водой (засух и опустынивания, наводнений, штормов, подтопления низменных территорий), к середине XXI века будет страдать 300-500 миллионов человек, а при потеплении на 3 градуса – 3 миллиарда».

«Низкоуглеродное» развитие

Как подчеркнул эколог, Россия в соответствии с соглашением наряду с остальными странами должна разработать долгосрочную стратегию «низкоуглеродного» развития, причем предусматривающую снижение выбросов, ограничивающее глобальное потепление на уровне менее 2°С.

«Также наша страна должна будет разработать планы адаптации к изменениям климата и реализовывать соответствующие меры», – резюмировал он.

Может ли России позволить себе сокращение роли нефтегазового сектора в нынешних условиях? Владимир Чупров уверен, что да.

«Не только может, но и должна так сделать, – утверждает он. – Более того, это черным по-белому написано в ряде стратегических документов. Причина очевидная – явный перекос в сторону сырьевой экономики, который делает ее крайне уязвимой».

Позиции США и России: близость и различия

Руководитель энергетической программы Гринпис также отметил, что, несмотря на близость позиций США и РФ по большинству показателей, в подходах стран есть и существенные отличия. «Например, – отмечает он, – российская сторона настаивала на юридически обязывающем характере документа, включая национальные обязательства, в то время как США могли поддержать юридически обязывающий характер документа только, если в тексте не будет численных обязательств для конкретных стран».

И то, и другое объяснимо, пояснил Чупров: «Российская Федерация в результате развала СССР перевыполнила обязательства по сокращению эмиссий и могла настаивать на юридически обязательном договоре с цифрами сокращений по странам. В США этом случае ратификация была бы фактически невозможна, так как Сенат, контролируемый республиканцами, просто не пропустил бы такие обязательства».

США по итогам конференции ООН в Париже пообещали удвоить объем помощи наиболее уязвимым странам до 800 млн. долларов. О предложениях России на этот счет пока ничего не известно.

XS
SM
MD
LG