Линки доступности

Евгения Чирикова: «Моя правда победит»


Главный защитник Химкинского леса стала лауреатом экологической премии Голдмана

Лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова была удостоена крупнейшей премии, присуждаемой экологическим активистам – независимой премии фонда Голдмана.

«Выступая против политической коррупции, Евгения Чирикова мобилизует своих сограждан, чтобы изменить маршрут автодороги, которая должна пройти по территории находящегося под охраной Химкинского леса – зеленых легких Москвы», – говорится в сообщении фонда.

Премия Голдмана, вручаемая в 2012 году в 23-й раз, ежегодно присуждается защитникам окружающей среды, каждый из которых представляет один из шести населенных континентов, отмечает РИА «Новости».

Чирикова стала седьмым за всю историю премии лауреатом из России. В 2001 году премию получил председатель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Дмитрий Лисицын, а годом ранее – Ольга Сперанская, руководитель программы по химической безопасности центра по проблемам окружающей среды и устойчивого развития «Эко-согласие».

Экологическая премия Голдмана была основана в 1989 году общественными деятелями и филантропами из Сан-Франциско Ричардом и Родой Голдман. Победители премии тайно определяются международным жюри из номинантов, предложенных обширной группой экологических организаций и отдельными гражданами. Это одна из крупнейших мировых общественных премий, которая присуждается защитникам природы, для каждого лауреата ее объем составит 150 тысяч долларов.

Награду победителям вручили на церемонии в Оперном театре Сан-Франциско в понедельник 16 апреля. Вторая церемония состоится в среду 18 апреля в Смитсоновском Национальном музее естественной истории в Вашингтоне.

Роман Ошаров: Русская служба «Голоса Америки» поздравляет вас с получением премии Голдмана. Как вы собираетесь воспользоваться теми деньгами, которые получите в рамках премии?

Евгения Чирикова: Спасибо! Я собираюсь воспользоваться этой суммой следующим образом. Мы вместе со «Школой наблюдателей» и «Белой лентой» организовали движение, которое называется «Наша Земля». Что это означает? Мы считаем, что по-настоящему серьезные преобразования будут тогда, когда каждый человек сможет управлять своим видом из окна. Речь идет о людях, которые родились на этой земле и которым решать, как должна выглядеть его земля. То есть, если человек не хочет, чтобы его лес вырубали, значит, этого не должно происходить. И мы считаем, что чем больше будет таких социальных движений, как защитники Химкинского леса, Жуковского леса, вахта по Северному Кавказу, тем лучше будет жизнь в нашей стране. Я хочу потратить эту премию на помощь по организации работы таких групп. Это не значит, что мы будем платить активистам. Нет.

У меня также есть замечательная возможность обратиться к американскому народу по поводу того, как можно эффективно бороться за свои права и против коррумпированного уничтожения природы. Каким образом? Сегодня я призову граждан США обращаться в Сенат с тем, чтобы принять «закон Сергея Магнитского» скорейшим образом. Благодаря этому закону, в случае его принятия, в США можно будет арестовывать банковские счета коррумпированных российских чиновников, которые пополняются за счет продажи природных ресурсов России. И принятие такого закона очень важно для тех, кто озабочен защитой природы и своей родины. Наши российские власти умеют чудесно договариваться и объединять усилия для собственного обогащения за счет природных ресурсов.

Р.О.: А что вы можете сказать об очередном нападении на одного из экологических активистов?

Е.Ч.: Сегодня был избит Алексей Дмитриев. Не так давно, буквально на прошлой неделе, он в составе экспедиции ездил по проекту трассы Москва-Санкт-Петербург. В частности, сейчас проводится засыпка реки Клязьма. По сути просто уничтожают подмосковную реку, совершенно не задумываясь о последствиях. Алексей подготовил отчет об этом, и этот отчет опубликован. А сегодня на него было совершенно страшное нападение. Практически вся лестничная площадка, где было совершенно нападение, залита кровью. Сейчас Алексей находится в больнице Химок. Я считаю, что это очередная расправа над людьми, которые просто занимаются общественной деятельностью. Даже не экологической, а просто общественной.

Р.О.: Есть ли тенденции к тому, что репрессии в отношении активистов экологических движений продолжатся?

Е.Ч.: Они будут продолжаться в связи с тем, что жулики и воры из-за экологических активистов теряют свои деньги. Конечно, они будут продолжать разбираться с активистами по-свойски – они по-другому не умеют. Но с другой стороны, я понимаю и следующую тенденцию: чем нас больше и чем мы более эффективно будем объединять свои усилия, тем это будет безопаснее для нас.

Ситуация с Алексеем Дмитриевым тому пример. Его очень быстро нашли, очень быстро распространили информацию об этом. Нашлись также способы помочь ему для восстановления сил и здоровья. Считается, что если не бороться, то это безопаснее. Ничего подобного на самом деле нет. Все равно придется отстаивать свою землю. Это сопряжено с риском для здоровья и другими неудобствами. Детей, к примеру, могут отобрать, как у меня однажды хотели. Травмы могут быть из-за того, что ты просто просишь предоставить документы на уничтожение леса, а техника продолжает работать. Это не означает, что нужно останавливаться. Это говорит только о том, что нужно объединять усилия для защиты своих прав и распространять информацию об этом. Жулики должны понимать, что получат отпор, если будут обижать активистов.

Р.О.: Вы стали седьмым россиянином, который удостоился премии Голдмана. Не считаете ли вы, что это в очередной раз доказывает, что в России много экологическим проблем и проблем с соблюдением экологических прав человека?

Е.Ч.: В России основная проблема связана с экологией. Россия – ресурсная страна, и люди, которые пришли к этой власти, делают все возможное, чтобы никто не помешал их планам перепродажи наших природных ресурсов. Любая проблема, которая есть в России, связана с тем, что жулики и воры пытаются продавать нашу землю, наши природные богатства и на эти деньги чудесно чувствовать себя за границей. Из-за этого вытекает огромное количество проблем по всей территории России. У нас такая система управления государством. И именно поэтому я хочу, чтобы у нас были сильные экологические движения, которые противодействовали бы жуликам и ворам.

Р.О.: Не считаете ли вы, что факт получения этой премии российские власти могут преподнести для продолжения риторики, что протесты организованы на деньги западных правительств и организаций?

Е.Ч.: А что им еще остается делать? У нас есть свои рупоры. Власти безумно боятся принятия «закона Магнитского» из-за угрозы потерять свои деньги. Но у меня-то счетов за границей нет. Яхты с виллами нет. 150 тысяч долларов – это очень скромная премия в понимании российских олигархов. Я же не в список Forbes попадаю с этой премией. То, что Путин за время своего правления позволил своим друзьям – ресурсным олигархам – оказаться в этом списке на топовых позициях, это странно. Ничего полезного они не делали. Ведь они же не создали Apple. Они лишь эффективно продавали наши полезные ресурсы. Это и есть убийственная информация, а сила в правде. Моя правда победит, потому что она настоящая. И Родину я не перепродаю.

XS
SM
MD
LG