Линки доступности

Китай может сыграть решающую роль в обуздании глобальной рецессии


В Вашингтоне завершилась американо-китайская встреча в рамках стратегического и экономического диалога, в ходе которой стороны обсуждали вопросы сотрудничества в борьбе с глобальным финансовым кризисом и климатическими изменениями, а также необходимость совместных действий по ограничению ядерных амбиций КНДР и Ирана. Соединенные Штаты представляли госсекретарь США Хиллари Клинтон и министр финансов Тимоти Гейтнер. Китайскую делегацию возглавляли вице-премьер Китая Ван Цишань и член Госсовета Дай Бинго.

Участники встречи также затронули различные аспекты торгового сотрудничества, включая китайские инвестиции в государственные облигации США. По сведениям министерства финансов США, объемы закупок американских ценных бумаг уже превысили 800 миллиардов долларов. Американские экономисты считают, что Китай, являясь крупнейшим держателем американских казначейских бумаг, потенциально имеет серьезные экономические рычаги давления на Вашингтон.

«Самое опасное, если вдруг Пекин вздумает продавать казначейские облигации США. Это неминуемо привет к очередному мировому финансовому кризису. В частности, США столкнутся с проблемой финансирования долгов. Я думаю, Пекин это осознает», - подчеркивает Чарльз Фримен, бывший помощник торгового представителя США в Пекине.

По сведениям американского Института экономической политики, в 2009 году наблюдается снижение торгового дефицита США в результате резкого падения общего внешнеторгового товарооборота. Тем не менее, отмечают эксперты Института, Китай продолжает играть доминирующую роль во внешней торговле США. Так, на 2009 год до 83% торгового дефицита США, исключая торговлю энергетическими товарами, финансировались Китаем, при 26% в 2000 году.

В свою очередь, заместитель премьера Госсовета КНР Ван Цишань выразил обеспокоенность вопросами безопасности китайских вложений в американские государственные облигации. В ходе встречи он обратился к Вашингтону с призывом обеспечить безопасность китайских активов в США, признать рыночный статус экономики Китая, а также приложить совместные усилия к достижению соглашения о взаимном поощрении инвестиций, обеспечивающего равноправный доступ китайских предприятий на американский рынок.

Китайская экономика продолжает демонстрировать рост, в то время как остальные мировые экономические гиганты продолжают бороться с рецессией. По данным Китайского национального статистического агентства, в первом полугодии 2009 года ВВП КНР вырос на 7,1%, что вызвало живой интерес к китайском опыту. Примечательно, что экономический рост Китая происходит на фоне снижения китайского экспорта в США, второго по величине торгового партнера Пекина.

Министр финансов Тимоти Гейтнер, выступая на американо-китайской встрече, отметил, что Китаю следует понять, что «покупательная способность американских потребителей резко снизилась, и тем самым рынок для китайских товаров значительно сократился. Однако Китай может сыграть решающую роль в обуздании глобальной рецессии, если будет и дальше продолжать политику стимулирования внутреннего потребления и сокращения экспорта».

Чарльз Фримен считает, что китайские программы по стимулированию экономики работают весьма успешно, в то время как американские продвигаются достаточно медленно: «Если американские программы стимулирования экономики проходят долгий путь обсуждений, например, в том же Конгрессе, то китайские, как правило, принимаются немедленно».

По мнению Фримена, «китайцам не приходится иметь дело, как например американцам, с такими структурами, как Федеральная резервная система или министерство финансов» по вопросу финансовых вливаний в банковскую систему страны. «Китайские банки выдают кредиты потребителям и инвесторам не оттого, что они уверенны в устойчивости национальной экономической системы, а только потому, что Коммунистическая партия дала им указание».

Ван Цишань призвал Вашингтон и Пекин объединить усилия по соблюдению положений ВТО и не разрабатывать меры по торговому протекционизму. Роберт Скотт, эксперт Института экономической политики США отмечает, что таким образом китайская сторона дала понять, что Пекин недоволен американской протекционистской политикой, в частности, в области торговли текстилем.

Деннис Уайлдер, бывший директор по Восточной Азии в Совете национальной безопасности США, ныне эксперт в Брукингском институте, считает, что между двумя правительствами существуют серьезные трения также и по поводу обменного курса китайской валюты. «Пекин искусственно поддерживает низкий курс юаня, таким образом обеспечивая преференции китайским экспортерам. Это самый больной вопрос, и разрешить его будет не так легко, особенно сейчас, когда Китай находится в лучшем экономическом положении, чем США», - отмечает он. Вопрос о курсе юаня не поднимался на прошедших переговорах, так как «это технически сложный аспект торговых отношений, которые не мог быть разрешен в формате такой встречи», - говорит Деннис Уайлдер.

XS
SM
MD
LG