Линки доступности

Новый теракт в Чечне и старые причины


Во вторник в селении Мескер-Юрт Шалинского района Чеченской республики произошел новый теракт, жертвами которого стали 5 милиционеров. Четверо из них погибли. Также пострадали двое прохожих. Примечательно, что этот новый взрыв произошел сразу после однодневной рабочей поездки, которую совершил в республику премьер-министр России Владимир Путин. Смогут ли местные власти и правоохранительные органы положить предел насилию, и как это можно сделать? С таким вопросом Русская служба «Голоса Америки» обратилась к руководителю департамента общественной комиссии по борьбе с коррупцией, известному российскому правозащитнику, отстаивающему права незаконно осужденных, Михаилу Трепашкину.

В прошлом полковник КГБ-ФСБ, Трепашкин имеет правительственные награды за предотвращение террористических актов на Кавказе. Однако после попытки самостоятельного расследования взрывов жилых домов Москве Михаил Трепашкин был осужден и отбывал срок в колонии. Впрочем, такой суровый жизненный опыт теперь позволяет этому человеку посмотреть на проблему террора с двух противоположных точек зрения.

«Поток подобных терактов на Северном Кавказе еще долго не иссякнет, - с сожалением, констатирует Михаил Трепашкин, - и я считаю, что это следствие той неправильной политики, которая ведется в регионе».
Правозащитник особо обращает внимание на то, что смертник Магомед Шахидов, который во вторник привел в действие взрывное устройство на автомойке, где находились милиционеры, был не так давно освобожден из мест заключения.

Побудительным мотивом преступления, по мнению Трепашкина, могло стать как раз то, что в российских колониях царит беспредел по отношению к заключенным. И тем более по отношению к чеченцам. И тем более - к лицам, отбывающим наказание за участие в незаконных вооруженных формированиях. Поэтому даже люди, осужденные за преступления средней тяжести и не опасные для общества, после лагерных пыток и издевательств, выйдя на свободу, уже готовы на все. В том числе - на слепую и, конечно, неоправданную месть по отношению к любым сотрудникам правоохранительных органов.

Михаил Трепашкин также обращает внимание на то, что сейчас из мест лишения свободы выходят те, кто был осужден за преступления в Чечне в 1990-х годах, причем вина далеко не всех была объективно доказана. Вместе с настоящими преступниками на скамье подсудимых оказывались и невинные люди. А потому следует ожидать, что сейчас эти люди могут создать дополнительный «кадровый резерв» для вооруженного подполья.

Трепашкин считает несостоятельными аргументы тех, кто усматривает за нынешним всплеском насилия след грузинских или иных иностранных спецслужб. Что касается связи между нынешним визитом Владимира Путина в Чечню и совершенным терактом или же между недавней поездкой российского премьера в Абхазию и взрывом в Сухуми, то и этому, по мнению Михаила Трепашкина, есть резонное объяснение. Слишком у многих имя российского экс-президента ассоциируется с несправедливой, жестокой и коррупционной политикой на Кавказе.

«Даже в борьбе с террором нельзя переходить грань закона, нельзя допускать действия, которые вызовут ответную цепную реакцию, вызовут волну гнева и мести. Нельзя, наконец, не учитывать и кавказский менталитет, - подчеркивает Михаил Трепашкин, - однако многие наши отечественные так называемые эксперты по борьбе с терроризмом имеют весьма сомнительную компетенцию. И вообще в отечественных спецслужбах принцип профессионализма заменен на принцип личной преданности начальству. В этом, кстати, «большая заслуга» Владимира Путина. Отсюда, на мой взгляд, и неспособность органов правопорядка остановить насилие на Кавказе, так как нет по-настоящему государственного анализа психологических, социальных, экономических предпосылок возникновения терроризма в этом регионе».

Комментарии российских и международных экспертов

XS
SM
MD
LG