МОСКВА – В Грозном завершился митинг «В единстве – наша сила», в котором, по разным данным, приняли участие от 800 тыс. до 1 млн человек, сообщают российские СМИ в пятницу 22 января. На мероприятие приехали также гости из субъектов Российской Федерации и стран СНГ.
По оценке Госкомстата, население Чечни на 1 декабря 2015 года составляет порядка 1 миллиона 393 тысяч человек.
Как передают СМИ, акция прошла под лозунгами в поддержку президента РФ Владимира Путина и главы Чечни Рамзана Кадырова и против представителей оппозиции, либерального движения и других «предателей» («Не быть пятой колонне», «Навальный выбрал путь провальный», «Страну распять мечтает либерал»).
Участники митинга, в частности, выразили обеспокоенность усилением «информационной войны против России со стороны либеральных СМИ», как передает «Грозный ТВ».
«Новая газета» приводит прозвучавшие на митинге слова Министра печати Чечни Джамбулата Умарова: «Эти политические дегенераты с фамилиями Шендерович, Навальный, Ходорковский и прочие изменники и предатели родины решили вновь бросить нашу страну в кровавую пучину межнациональной и межконфессиональной розни».
По выражению министра, именно они решили смести российскую государственность вкупе с суверенитетом и «раскрыли свои пасти против наших национальных лидеров» - Путина и Кадырова.
В свою очередь, лидер Всероссийского мотоклуба «Ночные волки» Александр Залдостанов (Хирург) передал главе Чечни «нижайший поклон» и подчеркнул, что «ответить врагам» можно «только нашей сплоченностью, сплоченностью с президентом России и нашим единством».
«Придется еще повоевать за свободу против американской демократии», - резюмировал Хирург.
На фотографиях с митинга запечатлены люди, державшие в руках стандартно изготовленные плакаты с портретами «предателей»: Евгении Альбац, Михаила Касьянова, Михаила Ходорковского, Игоря Каляпина и других оппозиционеров и правозащитников.
По официальной информации, инициаторами акции выступили некие «молодежные и общественные организации».
Зачем в Чечне объявили выходной?
Руководитель общественной организации «Комитет по предотвращению пыток», координатор сводных мобильных групп правозащитных организаций в Чечне Игорь Каляпин, много лет проработавший в республике, напротив, убежден, что митинг организован местной властью.
«Там же целый мобилизационный план предварительно составили, сколько и из какого района, учреждения должны были прислать людей, - заметил он в интервью «Голосу Америки». - Одно только то, что сегодня специально для проведения этого митинга объявили выходной день (в республике), уже говорит о многом. При этом власти дали бюджетникам указание вместо работы явиться на митинг».
По определения Каляпина, это митинг власти за счет бюджета. При том, что республика – одна из самых дотационных в стране.
«Учителя, врачи, чиновники сегодня не занимались своими прямыми обязанностями, а пошли кричать «Аллах акбар!» на центральную площадь Грозного, держа в руках плакаты, которые подготовили в Министерстве печати, - констатировал он. - Тексты плакатов были опубликованы еще вчера. Еще раз повторю, это митинг, который отражает точку зрения власти, и общественность здесь совершенно не причем».
Как представляется правозащитнику, митинг, безусловно, согласован с Москвой.
«Тут никаких вопросов нет, - добавил он. - Инициатива, конечно, принадлежит Кадырову. Я не думаю, что Москве сильно нужен был подобный митинг. Это кадыровская истерика, его очень нервная реакция на то, что в этот раз его совершенно безобразные заявления получили довольно сильную отрицательную реакцию совершенно разных политических и общественных деятелей центральной России».
Напомним, Рамзан Кадыров ранее заявил, что внесистемная оппозиция пытается расшатать ситуацию в России, назвал ее представителей «врагами народа» и «предателями», которых надлежит судить.
Председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина согласна, что массовость мероприятия в Грозном носит в значительной степени принудительный характер.
«Я просто знаю от самих чеченцев, что их сгоняли (на митинг) практически насильно, - сказала она «Голосу Америки». - Им даже предписано иметь определенные лозунги и портреты одного из двух Кадыровых».
По ее словам, в противном случае, это может быть чревато последствиями для строптивых.
«Люди в Чечне находятся под страшным давлением, - утверждает Светлана Ганнушкина. - Это общеизвестный факт. Достаточно человеку выступить с легкой критикой».
Как ей видится, мероприятие «срежиссировано из Москвы».
«Это все еще и оскорбительно своей нарочитостью и очевидным, откровенным абсурдом, - продолжила она. - На происходящее там (в республике) смотреть стыдно и очень грустно, конечно. А то, что нам люди рассказывают при личных встречах, я даже не могу повторить, к сожалению, поскольку это им грозит огромной опасностью. В Чечне многие исчезают безвозвратно».
Российские эксперты особо выделяют выступление на митинге главы парламента Чечни Магомеда Даудова.
«Стали появляться карманные проплаченные марионетки, чьи имена стали известны благодаря незаконно нажитым состояниям и откровенной измене государственным интересам, - в частности, сказал он. - Это Навальный, Ходорковский, Венедиктов, Каляпин, Пономарев, Яшин, Каспаров, Шендерович, Касьянов, Ганнушкина… и остальная компания национал-предателей».
Игорь Каляпин заметил, что за годы работы в республике он привык к этому.
«Начиная с 2010 года, риторика в отношении меня такая постоянно, подчеркнул он. - И портреты были, и всякое шельмование нашей деятельности. В чем меня только ни обвиняли, вплоть до того, что я финансирую терроризм. Так что ничего нового. Я еще как-то скромно был представлен на этом митинге».
«Незаконно нажитое состояние»
Светлана Ганнушкина призналась, что самым интересным ей показался пассаж про «незаконно нажитое состояние».
«Это, конечно, очень смешно, - говорит она. – У меня после деда (Петра Ганнушкина, создателя психиатрической школы – В.В.) моему 12-летнему отцу осталось 30 рублей на счету. Эта сберкнижка лежит в музее больницы Ганнушкина. Примерно такая же сумма досталась и мне после отца (Алексея Ганнушкина, инженера-авиаконструктора – В.В.), который был лауреатом Госпремии (СССР)».
При этом правозащитники отказались подавать в суд на Даудова за клевету ввиду собственной занятости и «бесперспективности занятия».