Линки доступности

Каспийский саммит: вперед, но с якорем проблем


Итоги встречи лидеров стран «каспийской пятерки» в геополитическом контексте

МОСКВА – Российские СМИ утверждают, что на Каспийском саммите достигнут существенный прогресс в том, что касается правого статуса спорной акватории. Вместе с тем серьезные противоречия между странами региона остаются – такого мнения придерживаются эксперты, опрошенные Русской службой «Голоса Америки».

Напомним, Каспийский саммит, в котором участвовали главы Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении, прошел в Астрахани 29 сентября. Работа над конвенцией о статусе региона бесплодно продолжается уже 18 лет. Подводя итог астраханскому форуму, президент РФ Владимир Путин выразил надежду, что в окончательной редакции документ будет принят на саммите в Казахстане в 2016 году.

По итогам нынешней встречи лидеры пяти стран приняли совместное заявление. В соответствии с ним стороны получают право на добычу биоресурсов в пределах 25 морских миль прибрежного пространства, обязуются соблюдать территориальную целостность и независимость друг друга. Кроме того, теперь в присутствии на Каспийском море отказано вооруженным силам, не принадлежащим «пятерке».

Прогресс – в сравнении с нулем

Генеральный директор российского Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев назвал саммит «как минимум, заметным событием».

«Ведь в течение многих лет, практически с распада Советского Союза, никакого прогресса в вопросе о статусе Каспия не было, – добавил он в интервью «Голосу Америки». – А на встрече в Астрахани был сделан значительный шаг вперед в этом направлении».

На его взгляд, главное, что многие государства принципиально изменили свою позицию.

«Скажем, если взять Иран, то он отказывается от многолетних требований на 20 процентов водной поверхности, и это важно, – уточнил Михеев. – Поэтому то, что это мощное следование вперед – отрицать невозможно».

Как ему представляется, никаких препон, мешающих подписать конвенцию, не осталось.

«Принципиальное решение о том, что водная поверхность становится общей, и территориальной является только прибрежная зона – принято, дальше речь идет лишь о согласовании технических деталей», – констатировал эксперт.

Вместе с тем эксперт подчеркнул, что настал черед второго этапа дискуссий, касающихся разграничения дна. Эта проблема пока остается нерешенной, в первую очередь, на южном секторе Каспия, между Азербайджаном, Ираном и Туркменией.

«У стран есть спорные месторождения, – продолжил Михеев. – Каждая сторона считает их своими. Но не исключено, что этот вопрос будет урегулирован в течение ближайших лет».

Михеев думает, что подписание итогового документа 2016 году дело вполне реальное. «Просто потому, что в вечном тупике этот вопрос находиться не может», – аргументировал он.

По его словам, Россия давно высказывала свою позицию о сохранении режима свободного судоходства.

«Это положение во всех отношения отвечает интересам России. Если Каспий будет перегорожен секторами, то может прерваться транспортное сообщение Север-Юг, а российская военная флотилия окажется запертой на севере Каспия», – заключил он.

Договоренности и неудовлетворенности

Исполнительный директор политологического центра «Север – Юг» Юлия Якушева согласна, что саммит можно признать успешным. Однако при этом она обратила внимание на ряд неурегулированных проблем.

«Достигнутые договоренности не решают основных вопросов, стоящих перед прикаспийскими государствами, тем не менее, сделан определенный шаг вперед, – заметила она в комментарии «Голосу Америки». – Прежде всего, в том, что касается статуса».

С ее точки зрения, не решен самый главный вопрос – о разделе акватории и шельфов природных ресурсов Каспия.

«Но, возможно, он будет решен через два года, о чем заявили лидеры "пятерки", – предположила Якушева. – В принципе, это серьезная подвижка, которой ожидали почти 20 лет».

Также остается нерешенным вопрос о трубопроводах, считает она.

«Совсем недавно началось строительство южного газового коридора с участием Азербайджана, – напомнила она. – Проект предполагает доставку газа в Европу в обход России. Вопрос как таковой не был поднят на саммите, но он остается одним из самых проблемных.

Как ей видится, одним из наиболее важных направлений саммита в геополитическом контексте стало обсуждение военно-политических аспектов сотрудничества.

«В Астрахани прозвучало заявление, что решение вопросов прикаспийского региона будет осуществляться без участия внерегиональных игроков. Здесь речь идет, прежде всего, о силах НАТО. Известно, что до этого в связи с выводом войск международной коалиции из Афганистана рассматривалось предложение об использовании казахстанского порта Актау как перевалочного пункта для транспортировки военных грузов», – подытожила Якушева.

Ранее предложение об использовании Актау в качестве транзитной базы было озвучено президентом Казахстана Назарбаевым.

XS
SM
MD
LG