Линки доступности

Бурджанадзе о роли России и раковой опухоли для Грузии


Нино Бурджанадзе
Нино Бурджанадзе

Всю ответственность за вооруженный конфликт августа 2008 года грузинская оппозиционерка возлагает на президента Саакашвили

Для Грузии принципиально и жизненно важно иметь нормальные отношения с Россией. Об этом в понедельник 6 июня в Киеве заявила лидер оппозиционной партии «Демократическое движение – Единая Грузия», бывший спикер парламента республики Нино Бурджанадзе. Русская служба «Голоса Америки» сообщила слова Бурджанадзе о том, что после разгона демонстрантов в ночь на 26 мая в грузинские тюрьмы бросили сотни оппозиционеров. Она также заявила в Киеве, что внутренняя и внешняя политика президента Михаила Саакашвили возвращает Грузию во времена необольшевизма и идет вразрез с демократическими преобразованиями.

«Я считаю, что для Грузии, как и для любого государства мира, но для нас, может быть, даже и больше, потому что мы государства-соседи, важно нормализовать отношения с Россией. Нам важно добиться того, чтобы никогда не было военного противостояния между Грузией и Россией», – сказала Нино Бурджанадзе во время пресс-конференции в Киеве.

Соседей не выбирают

Она отметила, что три ее визита в Москву за последние два года связаны с поиском компромиссов, с поиском надежд на улучшение политической ситуации между Тбилиси и Кремлем. По словам грузинского политика, еще 3 августа 2008 года она призывала руководство Грузии не ввязываться в провокации, попытаться избежать военного столкновения с Россией. «Иначе мы будем разгромлены. Страна потеряет территории, Россия признает Абхазию и Южную Осетию. Мы погибнем. Так и получилось», – напомнила Нино Бурджанадзе свое высказывание почти трехгодичной давности.

Были ли тогда, 8 августа 2008 года, шансы избежать кровопролития между грузинскими и российскими войсками, оппозиционный политик не сказала. Однако всю ответственность за то, что «российские войска стоят теперь в двадцати минутах от центра Тбилиси», она возлагает на президента Михаила Саакашвили.

И, тем не менее, в большинстве вопросов, которые задавали украинские журналисты Нино Бурджанадзе, сквозила мысль о том, что ее действия как политика тесно связаны с влиянием России.

«Рука» ли Москвы?

В интервью Русской службе «Голоса Америки» бывший спикер грузинского парламента, нынешний лидер оппозиции Нино Бурджанадзе назвала несколько причин, призванных «очистить» ее политический образ от слухов, циркулирующих в СМИ.

Тарас Бурнос: Почему все-таки есть мнение о том, что вы являетесь пророссийским политиком, которого поддерживает Кремль?

Нино Бурджанадзе: Потому, что Миша (президент Саакашвили – Т.Б.) на это потратил очень много денег. У него несколько пиар-лоббистских компаний, которые получают десятки миллионов долларов, в том числе и из бюджета Грузии. Об этих фирмах писали в американской прессе. Они хорошо работают! Если создать образ человека, который борется не за демократию, а который якобы хочет вернуть Грузию в лоно России, тогда легче будет оправдывать все действия Саакашвили, разгром демонстраций. Ведь если есть величайшая цель «спасать от нас Грузию» и сделать ее демократической страной, тогда можно разбивать головы простым людям на митингах, которые якобы подыгрывают на руку «врагу» демократии. Это очень простая схема. Несколько месяцев тому назад я поняла, когда власти уже успели меня объявить радикальной оппозицией…

Т.Б.: ?...

Н.Б.: Когда у меня не было даже партии! Это произошло 27 октября 2008 года, тогда мой муж подал в отставку с должности замминистра внутренних дел. Я на тот момент окончательно не решила, хотела бы создавать партию или нет. Ее мы создали через месяц – 23 ноября 2008 года. Но когда мой муж подал в отставку, сразу появились комментарии о том, что Нино Бурджанадзе решила перейти в радикальную оппозицию. Тогда я не обратила на это внимания. Я не поняла, что такими заявлениями из уст некоторых журналистов власть придумала сценарий моего политического убийства. Мне создали радикальный, маргинальный, коррумпированный образ, хотя все это не правда, а лишь работа пиарщиков Саакашвили.

Грузия – не Украина

Т.Б.: Если сравнить грузинскую ситуацию с украинской, то ваши действия больше перекликаются с поведением оппозиционера Виктора Януковича до президентских выборов в Украине или же схожи с нынешней ролью оппозиционера, бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко?

Н.Б.: Я не стала бы делать такие сравнения. Это неправильно. Потому, что у каждого политика есть свои индивидуальные черты. Может быть, есть какие-то черты, которые постороннему глазу могут показаться схожими, но различия очень существенны. Я думаю, что каждый политик в своем виде уникален. Я не думаю, что я на кого-то похожа.

Т.Б.: А ситуация в Украине в чем-то схожа с грузинской?

Н.Б.: Я очень люблю Украину и очень хочу, чтобы у вас все было правильно. Есть какие-то моменты, которые меня чуть-чуть настораживают. Если честно, потому, что есть дозы влияния власти, которые можно назвать приемлемыми для построения нового государства. Невозможно все сделать одновременно даже при огромном желании. Могут быть какие-то ошибки, какие-то просчеты. Я очень хочу, чтобы вы никогда не сделали тех ошибок, которые произошли в Грузии, и тем более сознательно не пришли туда, куда мы пришли сегодня.

Я думаю, что Украина избежит таких трагических событий, потому что здесь есть люди, которые должны правильно понимать, что демократические ценности трудно даются, они создают головные боли для власти. Но они, в конце концов, лечат, а не убивают. В Грузии все произошло наоборот: мы постарались избавиться от маленькой головной боли, но получили раковую опухоль с метастазами, которую будет очень сложно вылечить.

Т.Б.: Чем обусловлен ваш визит в Украину? С кем из украинских политиков вы планируете встретиться?

Н.Б.: Сегодня у меня встречи с журналистами. Я хотела бы ответить на все вопросы, чтобы рассказать правду о ситуации в Грузии. Дальше – посмотрим. Может быть, кое с кем и встречусь из представителей украинского политикума. Но я пока не хотела бы уточнять, с кем.

Другие материалы о событиях в Грузии читайте в рубрике «Грузия»

XS
SM
MD
LG