Линки доступности

Москва и Лондон ведут информационную войну в связи с делом Скрипаля


Эксперты отмечают непоследовательность версий, выдвигаемых Москвой, и подключение интернет-троллей к кампании по дезинформации

МОСКВА – Великобритания и Россия вступили в ожесточенную информационную войну после того, как бывший российский шпион Сергей Скрипаль и его дочь были отравлены в провинциальном английском городке Солсбери 4 марта.

Не проходит и дня, чтобы британские и российские официальные лица не обменялись резкими заявлениями. Власти обеих стран активно используют социальные сети, включая Twitter и Facebook, выдвигая обвинения и встречные претензии в попытке убедить мировую аудиторию в виновности другой стороны или своей непричастности.

При этом выпады приобретают все более личный характер. Британская сторона заняла более последовательную позицию, требуя от Москвы объяснений, каким образом оказалось, что разработанный в Советском Союзе нервно-паралитический агент «Новичок» был использован для отравления Скрипалей.

По мнению Лондона, единственной правдоподобной версией является то, что попытка убийства была санкционирована российскими властями. Эту точку зрения на прошлой неделе поддержали лидеры Европейского Союза и правительство США.

Российские официальные лица предложили более 20 различных объяснений непричастности России к попытке убийства и собственных предположений о том, кто мог стоять за отравлением Скрипаля и его дочери. Западные чиновники считают, что, предлагая такое количество версий, Россия пытается внести путаницу и посеять сомнения.

Российские версии варьируют от заявлений о том, что за отравлением могут стоять сами британские власти, до обвинений, что инцидент был разыгран. Кремлевские официальные лица также заявляли, что ответственность, возможно, несут Швеция, Словакия или Чехия, что вызвало гневную реакцию правительств этих стран. Российский палец также указывает на Узбекистан и Украину.

«Власти Великобритании не заинтересованы в установлении истины в деле Скрипаля, ими движут совершенно иные мотивы, – говорится в твите представительства России при ООН, опубликованном на прошлой неделе. – В ход идут приемы пропагандистской войны, призванные оказать влияние на непросвещенную и впечатлительную публику. Но за этим нет никаких фактов, только утверждения о "российском следе"».

В субботу Россия вновь сместила акценты, предположив, что за попыткой убийства стоит сама Великобритания. Чиновники отметили, что британская военная исследовательская лаборатория Porton Down находится лишь примерно в 15 километрах от места, где были найдены Скрипаль и его дочь.

По мнению аналитиков, смена российских версий дает Москве некоторое преимущество в информационной войне.

«Россия считает, что может говорить все, что ей заблагорассудится. Ей не нужно говорить правду, быть последовательной, придерживаться каких-то норм или правил, – заявил эксперт по стратегическим коммуникациям, работающий на британское правительство. – В конфликтах, подобных этому, у них есть фора».

При этом британские власти не имеют такой централизованной, агрессивной информационной машины, как у Кремля, отмечает он.

Схватка в социальных сетях

Москва также развернула масштабную кампанию по дезинформации в социальных сетях для продвижения своих заявлений о непричастности и обвинений Лондона в русофобии, считают западные аналитики.

«Твиттер стал полем битвы», – говорит Бен Ниммо, специалист лаборатории цифровой криминалистики при нью-йоркском исследовательском центре «Атлантический совет».

Сторонники и защитники российского правительства спорят о том, кто несет ответственность и кому следует верить, говорит он. В поддержку обеих сторон выступают политики и дипломаты, которые действуют под влиянием возмущенных пользователей и чиновников, добавляет эксперт.

В работу также включились российские «фабрики троллей», которые используют фейковые или автоматические аккаунты в социальных сетях, способных стремительно распространять интернет-мемы и установки.

Исследователи «Атлантического совета» замеряют активность аккаунтов, которые использовались в других дезинформационных кампаниях Кремля, особенно в период российской аннексии Крыма в 2014 году или крушения малазийского пассажирского самолета над Украиной.

Одна из тактик, которой они пользуются, – это раздувание российскими троллями сомнений или критики, которую публикуют реальные британские критики британского правительства или сторонники теории заговора. Таким образом они пытаются показать, что британцы не верят, что за отравлением стоит российский лидер Владимир Путин.

По оценкам британских властей, не менее 2800 бот-аккаунтов размещали сообщения или ретвиты о попытках убийства Скрипалей, которые достигли по меньшей мере 7,5 миллионов жителей Великобритании. Социальная сеть Facebook также зафиксировала большой объем англоязычного контента, произведенного российскими государственными СМИ.

Российская кампания в Твиттере «демонстрирует силу, которую по-прежнему представляют собой анонимные тролли с демонстративно фальсифицированными профилями», говорит Ниммо.

Британские власти пытаются показать методику, которая, по их словам, используется в российской кампании по дезинформации в Интернете. На прошлой неделе они опубликовали в социальных сетях видео, в котором высмеиваются различные версии произошедшего со Скрипалями, которые выдвигаются их российскими оппонентами.

Но нельзя сказать, что информационная тактика британской стороны пользуется безоговорочной поддержкой. В субботу бывший посол Великобритании в Москве Тони Брентон заявил, что хотя он поддерживает действия британского правительства в связи с отравлением Скрипаля, у него вызывает беспокойство риторика, которой, в частности, пользуется министр иностранных дел Борис Джонсон, сравнивший Путина с Адольфом Гитлером. По мнению Брентона, заявления главы Форин-офиса были «излишне озлобленными».

В интервью одной из британских газет он заявил: «Конечно же, в связи с нападением на Скрипаля мы должны действовать решительно и твердо, но в какой-то момент нам придется вернуться к ведению дел с Россией. Несомненно, мы должны принять меры, которые минимизировали бы вероятность повторения подобной атаки, но нельзя сжигать мосты так, что потом мы не сможем восстановить каналы связи».

Критика в адрес Джонсона звучит и со стороны британских экспатов в России, которые говорят, что его сравнение современной России с нацистской Германией является глубоко оскорбительным. Они отмечают, что победа в Великой Отечественной войне – так в России называют Вторую мировую войну – является историческим событием, которое почитают представители самых разных политических взглядов.

XS
SM
MD
LG