Линки доступности

Саммит БРИКС: Путин расскажет остальным членам клуба про встречу с Трампом


Эксперты говорят, что торговые войны ведут к сплочению организации, но до G7 и «Группы двадцати» ей пока далеко

Российский президент Владимир Путин, несмотря на объявление Вашингтона о том, что в этом году посещение им столицы США не состоится, не чувствует себя одиноко: 26 июля он увидится в Йоханнесбурге с другими лидерами организации БРИКС, которая включает в себя страны с более чем 40 процентами населения Земли.

Лидеры Бразилии, Индии, Китая, России и Южно-Африканской Республики намерены обсудить на саммите 26-27 июля ситуацию в мировой торговле после начала торговых споров, инициированных президентом США Дональдом Трампом, который обвинил Евросоюз и Китай в том, что те не относятся к Соединенным Штатам как к равному партнеру.

Председатель КНР Си Цзиньпин, уже прибывший в Йоханнесбург, высказался в среду на открытии саммита против торговых войн, заявив о том, что «необходимо отказываться от ведения торговой войны, поскольку в ней не может быть победителей», и что сам он относится негативно к «односторонним мерам и протекционизму, которые наносят серьезный ущерб принципу многосторонних отношений в торговле».

БРИКС может быть притягательным и для других стран, кроме входящей в него пятерки: известно, что на саммит в Южную Африку прилетит и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, чтобы встретиться там с Владимиром Путиным и обсудить совместные действия в Сирии. Турция, как отмечают многие наблюдатели, все больше отходит от сотрудничества с западными странами и полагается на новые союзы, в том числе с теми, с кем еще вчера имела серьезные разногласия.

Как сообщил журналистам помощник президента России по международным делам Юрий Ушаков, Владимир Путин на закрытой встрече с остальными лидерами стран БРИКС расскажет о недавних переговорах с Дональдом Трампом в Хельсинки, «просто изложит наши оценки этого саммита и какие-то соображения в этой связи».

В разные годы эффективность БРИКС оценивали по-разному, и экономики стран этого клуба испытывали перегрузки, слишком серьезные для того, чтобы говорить о БРИКС как о единой и устоявшейся экономической силе.

Можно ли говорить о реальном соперничестве БРИКС и «Большой семерки»? Насколько разногласия, существующие между ключевыми членами «пятерки» – Китаем и Индией – препятствуют увеличению влияния БРИКС? Токсична ли Россия, находящаяся под западными финансовыми санкциями, для остальных членов клуба? На эти вопросы Русской службе отвечали специалисты по международным отношениям и экономике развивающихся стран.

Алисса Вонг: Среди приоритетов саммита – безопасность, медицина и гендерное равенство

Руководитель группы изучения саммитов БРИКС Университета Торонто Алисса Вонг говорит в интервью Русской службе «Голоса Америки», что саммит в Йоханнесбурге важен прежде всего для самой ЮАР: «Президент ЮАР серьезно намерен привлечь больше инвестиций в свою страну, и это является частью его кампании по созданию большего числа рабочих мест и увеличению инвестиционной привлекательности – медленный экономический рост и высокий уровень безработицы являются для ЮАР большими проблемами. И в этом смысле можно ожидать большего экономического сотрудничества ЮАР и Китая».

Алисса Вонг, работающая на саммите БРИКС, рассказывает, что чиновники южноафриканской страны уже ознакомили прессу и экспертов с тем, что для ЮАР является приоритетным: «Среди приоритетов саммита – создание рабочей группы, занимающейся миротворческими операциями, то есть, региональная безопасность будет одной из главных тем. Кроме того, здравоохранение будет важной и интересной темой для разговора, особенно с учетом недавних случаев с некачественными вакцинами в Китае и желанием ЮАР построить исследовательский центр для создания вакцин. Кроме того, проблемы гендерного равенства и женский форум также будут находиться в центре внимания».

По словам Алиссы Вонг, которая на этой незадолго до саммита вместе с коллегами выпустила доклад о степени выполнения БРИКС своих решений, принятых на прошлогоднем саммите организации в Китае, сейчас на организацию влияют такие факторы как протекционизм США, децентрализация в Европе, а также желание развивающихся стран иметь площадку для выработки консенсуса.

Поэтому, говорит исследователь, между пятью странами БРИКС сотрудничество продолжает укрепляться: «Сейчас в вопросе управления мировой экономикой наметился вакуум, поскольку США и другие страны G7, похоже, больше не берут на себя эту задачу, и по последнему саммиту «Группы семи» видно, что эти страны все более и более разобщены. То есть, менеджмент мировой экономики пытаются брать на себя развивающиеся страны, а БРИКС – как раз и есть та площадка, на которой можно обсуждать детали».

Ирина Попова: Различия политических систем в странах БРИКС не сказываются на ее работе

Эксперт Центра исследований международных институтов при Российской академии народного хозяйства и государственной службы Ирина Попова в интервью «Голосу Америки» отмечает, что клуб пяти стран помогает даже конфликтующим его членам находить компромиссы: «В прошлом году обострилась ситуация между Индией и Китаем, когда фактически произошло вооруженное столкновение. И все-таки перед саммитом страны сели за стол переговоров, постарались прийти к какому-то решению и сгладить противоречия. Потому что изначально их объединяет общая цель – добиться более справедливого миропорядка в регулировании мировой экономики, прежде всего».

Ирина Попова, принимавшая участие в подготовке ее коллегами из университета Торонто доклада об эффективности БРИКС, говорит, что различия политических систем стран БРИКС не сказываются на работе организации: «Один из главных аргументов критиков БРИКС состоит в том, что политические системы стран очень разнятся. Но модель принятия решений в неформальных институтах, таких, как БРИКС или G20, специально построена так, чтобы избегать политизированных аспектов. Фокус – на экономике, и в таких сферах, как продвижение реформы финансовых институтов и увеличение доли развивающихся стран в процессе принятия решений у них есть большой общий знаменатель».

По словам эксперта, последние события в мировой экономике, в частности, взаимное введение ограничительных тарифов и пошлин, вызывают единую реакцию стран БРИКС: «Министры торговли стран и министры иностранных дел БРИКС выступали с заявлением, в котором порицалось развязывание торговых войн. Они говорят, что необходимо всем придерживаться правил и стандартов ВТО. Кроме того, делалось заявление о том, что вмешательство во внутренние дела других стран и применение экстерриториальных санкций недопустимо».

Ричард Россоу: Разногласия между Китаем и Индией могут привести к слабости БРИКС

Эксперт Центра стратегических международных исследований в Вашингтоне Ричард Россоу в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» отмечает, что БРИКС действительно развивается более успешно, чем многие предполагали в момент, когда организация появилась: «Они развиваются быстро, хотя еще очень далеки от обретения той роли, которую играют в мире «Большая семерка» и «Большая двадцатка». При этом группа не обязательно останется такой с течением времени – она может не сохраниться, а может и расшириться».

Ричард Россоу не считает, что Москва из-за санкций является слабым звеном в БРИКС: «Россия очень хотела бы создания какой-то альтернативы существующему доминированию западных стран в мировой экономике, и остальные страны тоже хотели бы укрепления всемирных экономических институтов, таких, как ВТО. У России есть сложности в экономике, но они есть и у ЮАР, и у Бразилии, а рост экономики Китая даже в плохие годы вызывает у многих западных стран зависть. Возможно, из-за санкций она сейчас является не слишком сильным звеном в БРИКС, но это не обязательно сохранится».

При этом разногласия между Пекином и Нью-Дели эксперт называет явной помехой к укреплению единства БРИКС: «У Индии и Китая есть большие опасения друг насчет друга именно в экономическом плане, и для того, чтобы они пришли к большой совместной работе, многое должно поменяться. Сейчас у Индии большой торговый дисбаланс с Китаем, который только растет, и это является предметом большой озабоченности в Нью-Дели. Кроме БРИКС, обе страны участвуют в инвестиционных банках и банках развития, но дальше этого их сотрудничество не идет»

Ричард Россоу перечисляет возможные препятствия для успешного развития организации: «Если разногласия Индии и Китая в сфере безопасности и экономики усилятся, то мы увидим их гораздо меньшую заинтересованность в совместных проектах, включая БРИКС. Напряжение со временем может возникнуть и между Китаем и Россией, несмотря на их сотрудничество сейчас. У ЮАР и Бразилии в принципе сложно с сотрудничеством в сфере безопасности – они очень далеко друг от друга, и если возникнут внутриполитические отвлекающие факторы, то они тоже могут потерять интерес к БРИКС. В общем, много что может перевесить интерес к БРИКС, и стабильность развития организации не гарантирована».

Эндрю Крисмер: Пока неясно, захочет ли БРИКС играть политическую роль в мире

Независимый экономический аналитик Эндрю Крисмер, в прошлом – эксперт Атлантического Совета, в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» уверяет, что не принимать во внимание БРИКС было бы большой ошибкой: «Нет сомнения в том, что экономики стран БРИКС значительно вырастут в ближайшие 15-20 лет. Прогноз Организации экономического сотрудничества и развития говорит о том, что Китай и Индия будут составлять значительно большую часть мировой экономики, чем сейчас. Означает ли это неизбежность изменений для Бреттон-Вудской финансовой системы, установившейся в мировой экономике после второй мировой войны – еще не ясно, но предвидеть такой поворот уже можно, и неважно, будут ли готовы к такому повороту экономически развитые страны».

Экономист считает, что БРИКС создавалась на базе экономики, и там пока нет ясной политической составляющей: «Я не думаю, что целью БРИКС сейчас является геополитическое противостояние G7 или создание некоей напряженности в G20 – что не исключает того, что, учитывая все большую напряженность геополитического ландшафта, БРИКС может приобрести в будущем политическое значение. Но пока они не проговаривают какое-либо противостояние с другими как свою задачу. Если же они ее поставят, то можно сказать, что они «выйдут против слишком большого зверя» – слишком много пока проблем у растущих экономик, чтобы бросать такого рода вызов «семерке» или «двадцатке». И они сами это знают».

«БРИКС может испытывать проблемы с доверием к ней на международной арене, учитывая то, что в последнее время обнаруживается в поведении российских властей в мире, но и у других сейчас тоже все сложно – посмотрите на ту же G7. Только время может показать, что будет с такими блоками дальше» – заключает Эндрю Крисмер.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG