Линки доступности

Украина закрывает малое пограничное движение с Россией


Более четырехсот километров украинско-российской границы не контролируется

Украина не контролирует 409,3 километра границы с Россией. Об этом на пресс-конференции, состоявшейся 5 марта в Киеве, заявил помощник председателя Государственной пограничной службы Олег Слободян.

«409,3 километра границы не контролируется», – подчеркнул Слободян.

Он отметил также, что одним из элементов возобновления контроля над восточными участками украино-российской границы является дислокация межведомственной группы в пункте пропуска «Донецк», где украинские пограничники имеют возможность «визуально контролировать» процесс перемещения грузов.

«Они совершают визуальный контроль за перемещением грузов. Эта межведомственная группа находится там с августа 2014 года. [Межведомственная группа] – это уже элемент восстановления контроля на тех участках, которые еще не контролируются», – отметил Олег Слободян.

По просьбе Русской службы «Голоса Америки» представитель Пограничной службы Украины подробнее остановился на вопросе о реализации процесса закрытия малого пограничного движения с Россией с 16 марта 2015 года. Об этом 4 марта в Киеве на заседании правительства заявил премьер-министр Арсений Яценюк.

«Сегодня правительство принимает решение о прекращении действия соглашения между Украиной и РФ о малом пограничном движении. С 16 марта можно будет пересекать государственную границу исключительно через международные пункты пропуска, которые полностью контролируются украинской властью. Соглашение о малом пограничном движении прекращается украинской стороной. Это вопрос национальной безопасности и контроля за перемещением граждан, в первую очередь РФ, которые сюда не с целью туризма приезжают», – приводит Украинское национальное информационное агентство слова Яценюка.

По словам Олега Слободяна, в настоящее время на границе с Россией действует 31 пропускной пункт.

Без права въезда в Украину

«Из них – четырнадцать международных, десять межгосударственных и семь местных пунктов пропуска граждан, – продолжает Слободян. – После 16 марта 2015 года работа семи местных пунктов пропуска приостанавливается. Граждане России не смогут въезжать через эти местные пункты, но граждане Украины, проживающие в приграничных районах, смогут выезжать через эти пункты в Россию, потому, что российская сторона на данный момент не ограничила движение наших граждан через местные пункты пропуска».

Эта мера, по его словам, призвана «усилить безопасность» Украины на границе с Россией, поскольку пассажиропоток с закрытых местных пунктов пропуска будет перемещен на международные и межгосударственные пункты.

«Система контроля на международных и межгосударственных пограничных пунктах работает качественно, поэтому мы сможем эффективнее выполнять функции контроля», – отметил Олег Слободян.

Вместе с тем он подчеркнул, что закрытие предыдущих 23 пунктов пропуска согласно постановлению правительства, не уменьшила количества желающих пересекать границу между Украиной и Россией.

По данным Укринформа, длина украинско-российской границы составляет около 2295 километров. При этом сухопутный участок равен 1974 километра и считается самой большой сухопутной границей в Европе. С Украиной граничат Брянская, Курская, Белгородская, Воронежская, Ростовская области Российской Федерации.

Затянувшаяся демаркация границ

Руководитель политических программ Украинского независимого центра политических исследований Светлана Конончук подчеркивает: вопросу демаркации границ между Украиной и Россией не уделялось должного внимания со времен распада Советского Союза.

«И до сих пор не решена дилемма определения границы в Азовском море. Работа межгосударственной комиссии по демаркации, которая должна была быть создана по майскому соглашению 2010 года, так и не началась. И это не связано с охлаждением отношений в 2014-2015 годах, а полностью лежит в русле стратегии «братских народов» и деятельности политических элит обеих стран, направленных на сохранение такого статус-кво, позволяющего практиковать совместный бизнес», – констатирует Светлана Конончук.

В комментарии для Русской службы «Голоса Америки» она отмечает, что, хотя украинская сторона разрабатывает защитный проект «Стена» на границе с Россией, этот объект «никоим образом не отменяет необходимость проведения полноценной демаркации и укрепления границ в соответствии со стандартами Европейского Союза».

«Участок границы, не подконтрольный Украине, буде оставаться «сквозным» до полного разрешения ситуации в Донбассе», – считает Светлана Конончук.

Новое решение

Украинский медиаэксперт Сергей Рачинский указывает на необходимость внедрения новых технологий, позволяющих контролировать «прозрачные» участки границы.

«Современные технологии спутникового или радиоэлектронного слежения могли бы помочь контролировать отдельные участки. Логично было бы также использовать специальные локальные группы для понимания всего того, что происходит на границе», – сказал Рачинский корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

По мнению эксперта, помимо надежд на выполнение «Минских соглашений», украинская сторона могла бы проявить большую инициативу в вопросах мониторинга на границах с Россией.

«В этом вопросе мы можем обратиться за международной помощью. Например, к американской стороне. Я скептически отношусь к мысли о том, что «Минское соглашение» будет выполнено в полном объеме, а до конца 2015 года украинские власти получат доступ на протяжении всей границы с Россией», – подчеркивает Рачинский.

XS
SM
MD
LG