Линки доступности

События на Болотной площади: четыре года спустя


Протестное движение в России и российская власть

МОСКВА – Со дня масштабной акции оппозиции «Марш миллионов» на Болотной площади в Москве исполняется ровно четыре года. Согласованное с властями мероприятие завершилось в 2012 году столкновениями с полицией и массовыми задержаниями.

В результате десятки людей получили ранения; сотни людей были арестованы. Позже Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по факту организации «массовых беспорядков» и участия в них. Всего фигурантами дела стали 35 человек. Но этот список, как показала жизнь, – не окончательный.

На Западе и в правозащитных кругах – как международных, так и российских – «болотный» процесс всегда рассматривали как политически мотивированный. Госдепартамент США выражал и выражает серьезную озабоченность как вынесенными приговорами, так и продолжающимся усилением давления на инакомыслие в России.

Один из организаторов митинга на Болотной площади 6 мая 2013 года – член Комитета 6 мая Сергей Шаров-Делоне полагает, что события изначально были спровоцированы властями.

«Об этом же говорят и результаты общественного расследования, которое было сделано еще в 2013 году, – сказал Делоне в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Так считает и Европейский суд по правам человека, о чем свидетельствует дело «Фрумкин против России». Я тоже убежден, что это была абсолютно спровоцированная ситуация».

Напомним, что ЕСПЧ обязал российские власти выплатить Евгению Фрумкину, арестованному после митинга на 15 суток, в общей сложности 32 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда и за понесенные им судебные расходы и издержки.

По мнению Шарова-Делоне, главной целью властей было запугать участников протестного движения.

«А более локальная цель – есть у меня такое подозрение – заключалось в том, что они просто хотели забрать всех, кто придет на митинг, полагая, что на него явится не очень много народа, – продолжает Делоне. – Чтобы все сидели по разным УВД, а 7 мая, во время инаугурации президента, никто бы и носа не улицу не высунул».

Правозащитник полагает также, что правоохранители сами запаниковали.

«Просто народу пришло гораздо больше, чем они ожидали, – подчеркнул он, – Изначально власти скорее напугало то, что на следующий день предстояла инаугурация. Самого мероприятия бояться особенно было нечего – это был совершенно плюшевый протест. Другое дело, что власть другого не понимает, кроме как «держать и не пущать»».

По оценке Шарова-Делоне, в Кремле исходили из желания «на корню пресечь протест, пока он не вылился во что-либо серьезное».

Исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев, напротив, считает, что ситуация на Болотной площади возникла достаточно спонтанно.

«Главной задачей правоохранителей было – не допустить демонстрантов к ближайшему мосту, который был перекрыт несколькими кордонами, вспоминает Пономарев. – Толпа, упершись в довольно жидкий строй милиционеров, должна была его подвинуть, что и произошло. Но никакой реальной угрозы дальнейшее продвижение людей не несло. Столкновений и драк не было».

По словам правозащитника, то, как дальше себя повели представители органов правопорядка, выходило за все разумные рамки: «Они начали без разбора избивать людей. Это был жесткий и непропорциональный ответ, чтобы другим неповадно было».

Лев Пономарев полагает, что последующие действия были «вполне продуманы и осознаны».

«Сразу была создана следственная группа из двухсот человек, – поясняет он. – Когда забирали людей, к ним сначала не допускали адвокатов. Многих обрабатывали, обещали облегчить участь, если они признают вину».

Лев Пономарев убежден: главную роль в «Болотном деле» сыграл глава СК Александр Быстрыкин, «пообещавший Путину разобраться в этом деле до конца».

«В известной мере это личный проект Бастрыкина – я уверен», – резюмирует исполнительный директор движения «За права человека».

XS
SM
MD
LG