Линки доступности

ЦРУ и бин Ладен


Бин Ладен
Бин Ладен

Интервью с высокопоставленным сотрудником ЦРУ в отставке, который вел дело бин Ладена

Майкл Шоер (Michael Scheuer) на протяжении долгого времени работал в ЦРУ. С 1996 по 1999 год вел дело Усамы бин Ладена, в начале 2000-х годов принимал участие в этой работе в должности специального советника. Ныне – профессор Центра исследований мира и безопасности в Джорджтаунском университете (Georgetown University's Center for Peace and Security Studies).

Алекс Григорьев: Что можно сказать об отношениях ЦРУ с бин Ладеном и другими моджахедами из арабских стран в 1979-89 годы, во время советской оккупации Афганистана?

Майкл Шоер: Мы знали о них. Мы знали о том, что они действуют в Афганистане. Мы знали, что они убивают советских солдат. Но мы не имели никаких контактов с ними.

Этому было несколько причин. Во-первых, с афганскими моджахедами мы практически всегда общались при посредничестве пакистанских спецслужб. Во-вторых, и это более важно, – бин Ладен и те, кто был вместе с ним, декларировали, что они не хотят говорить с нами, они ненавидят нас, и что США станут их следующей целью после того, как потерпит поражение Советский Союз. Честно говоря, в ЦРУ не было особого интереса к «афганским арабам» и бин Ладену.

В моих работах, в работах других исследователей, приводятся, на мой взгляд, однозначные доказательства того, что между ЦРУ и бин Ладеном не было никаких контактов.

А.Г.: Однако некоторые люди – среди них американский режиссер Майкл Мур и пакистанский премьер-министр Беназир Бхутто – утверждали обратное. Почему?

М.Ш.: Все достаточно просто. Мур известен своими ультралиберальными взглядами и настроен антиамерикански. Он протестовал против операций в Афганистане, которые поводились при президенте Рейгане.

Бхутто – это другая история. Она пыталась доказать, что Пакистан невиновен в тех проблемах, которые создал бин Ладен.

Но ни США, ни Пакистан не создали бин Ладена. Бин Ладен стал тем, кем он стал, благодаря своим собственным усилиям. Он добился этого с помощью своих денег, с помощью своего желания отказаться от традиционного для миллиардера образа жизни, с помощью своего желания воевать. Напомню, он был ранен в Афганистане.

Очень популярно рассказывать о том, что ЦРУ создало бин Ладена – популярно потому, что эти обвинения позволяют уязвить США. Однако эта история полностью сфабрикована, она попросту не соответствует действительности.

А.Г.: Пытались ли США остановить распространение этой теории?

М.Ш.: Если официальные представители США заявят о том, что эта теория не выдерживает критики, то адепты легенды немедленно заявят о том, что заявление является прямым доказательством того, что США пытаются замести следы. На мой взгляд, этот слух никогда не исчезнет. Его всегда будут использовать против США. С этим просто придется жить.

А.Г.: Другая «теория заговора» гласит, что США сами организовали теракты 11 сентября 2001 года…

М.Ш.: Это еще одно проявление идиотизма, которое разделяют любители «теорий заговора» и за пределами США, и внутри Соединенных Штатов. И что можно сделать с людьми, которые обладают иммунитетом к фактам и логике?!

Я должен сказать, что, вероятно, американская власть в целом частично ответственна за появление подобных теорий, потому что засекречивает слишком много информации. На мой взгляд, можно публиковать намного больше материалов, не нанося при этом ущерба национальной безопасности страны. Может быть, после этого американцы почувствуют себя лучше информированными.

А.Г.: Уничтожение бин Ладена сопровождалось противоречивыми комментариями официальных лиц, не были опубликованы фотографии тела…

М.Ш.: Спецназ и разведслужбы сработали блестяще. Но то, что произошло после окончания этой операции, создало впечатление, что процессом управляли клоуны. Они даже не знали, был бин Ладен вооружен или нет. Они пытались подать информацию таким образом, чтобы выглядеть наилучшим образом – это касается и демократов, и республиканцев. Это, кстати, может негативно повлиять на возможности проведения операций в будущем.

Но при всем при этом сторонники «теории заговора» приобрели немного – они не в состоянии предъявить какую-либо удобоваримую альтернативную версию.

А.Г.: Каким человеком был бин Ладен?

М.Ш.:
Настоящий бин Ладен не отличался от того образа, который демонстрировался окружающим. Он был глубоко религиозен и безжалостен в деле защиты его религии. Он был хорошим семьянином. Очевидно, что он был очень талантлив. И, на мой взгляд, этим объясняется то влияние, которое бин Ладен оказал на десятки миллионов человек.

Бин Ладен был убежден в том, что сможет разгромить в Афганистане вторую супердержаву – Соединенные Штаты.

Мы недооценивали его, поскольку относились к нему так, как будто он был заурядным гангстером. Но мы обманывали прежде всего самих себя. В результате мы заплатили за это очень высокую цену и, как я опасаюсь, будем платить ее и в дальнейшем.

А.Г.: На ваш взгляд, сколько продлится известность бин Ладена?

М.Ш.: Я считаю, что он стал частью истории. Он оставил значительное наследие – более тысячи страниц речей, интервью, обращений… Бин Ладен хорошо знал мусульманский мир, поскольку был его частью. Он обладал редкой способностью подкреплять свои слова делом. Поэтому я подозреваю, что легенда о нем будет жить на протяжении столетий.

Репортаж "Мир без Усамы бин Ладена"

XS
SM
MD
LG