Линки доступности

На первичных выборах мэра Нью-Йорка лидирует Билл де Блазио


Билл де Блазио
Билл де Блазио

Политики, замешанные в секс-скандалы, и русскоязычные кандидаты в Горсовет проиграли

На первичных выборах в Нью-Йорке, которые должны определить кандидатов на пост мэра города, больше всего голосов получил демократ Билл де Блазио, нью-йоркский омбудсмен (или «общественный адвокат»). Однако победителем его называть рано: если де Блазио не преодолеет планку в 40% голосов, необходимую для победы в первом туре на праймериз, то 1 октября состоится второй тур внутрипартийного голосования, в который вместе с ним выйдет занявший второе место бывший главный ревизор Нью-Йорка Билл Томпсон. По состоянию на среду де Блазио получил 40,2%, но еще не завершен подсчет голосов, поданных по открепительным талонам, и финальный результат может потребовать проведения второго тура. По крайней мере на это надеется Томпсон, получивший 26,2% голосов.

Спикер Городского совета, открытая лесбиянка Кристин Куинн, лидировавшая в начале предвыборной кампании, довольствовалась третьим местом, получив 15,5% голосов.

На праймериз республиканцев чистую победу одержал бывший помощник мэра Рудольфа Джулиани и бывший глава Управления общественного транспорта Нью-Йорка Джозеф Льота, получивший 53%. Его главный оппонент, миллиардер Джон Кациматидис, финансировавший предвыборную кампанию из своего кармана, получил поддержку 41% республиканцев.

Не сумели реабилитироваться в глазах избирателей два известных политика, которые ранее были вынуждены оставить свои посты из-за скандалов на сексуальной почве. Не суждено было сбыться мечте стать мэром Нью-Йорка бывшего конгрессмена Энтони Винера, ранее «прославившегося» тем, что рассылал свои фото в обнаженном виде и электронные сообщения пикантного содержания в социальных сетях. Он получил 5% голосов на демократических праймериз.

Бывший губернатор Нью-Йорка Элиот Спитцер, ушедший в отставку из-за связей с проститутками, потерпел поражение в борьбе за пост городского ревизора, получив 48% голосов.

«Анти-Блумберг»

Не смотря на то, что последними двумя мэрами Нью-Йорка были республиканец Джулиани и неоднократно менявший партийную принадлежность Майкл Блумберг, в городе в 6 раз больше демократов, чем республиканцев. Показательно, что за де Блазио, получившего 40% голосов на демократических праймериз, проголосовали 255 тысяч человек, а за Льоту, одержавшего победу на республиканских праймериз с 53%, проголосовали около 30 тысяч.

Обозреватели полагают, что в этом году на всеобщих выборах в ноябре шансы кандидата Демократической партии будут выше. Этому способствует растущее разочарование нью-йоркцев в Майкле Блумберге, который завершает третий срок на посту мэра.

Де Блазио ведет популистскую кампанию, основанную на критике Блумберга. Журнал Time даже назвал его «анти-Блумбергом», однако в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки» во время предвыборной кампании де Блазио рассказал не только о том, какие аспекты политики Блумберга он намерен изменить, но и какие собирается продолжить.



Де Блазио (бывший менеджер штаба Хиллари Клинтон на выборах в Сенат от штата Нью-Йорк в 2000-м году) в своих предвыборных речах говорит, что при Блумберге «история Нью-Йорка стала историей двух городов» – одного для богатых, другого для бедных. Он обещает перемены, которые объединят «в одну семью» жителей города вне зависимости от их расовой или этнической принадлежности, религии, уровня образования или дохода. Де Блазио, в частности, намерен добиваться снижения уровня социального неравенства и повышения качества школьного образования.

Для достижения этих целей 52-летний политик предлагает поднять налоги на семьи с годовым доходом более 500 тысяч долларов. Большинство американских политиков остерегаются подобных идей, но де Блазио сделал это ключевым элементом своей кампании. Он обещает, полученные таким образом средства пойдут на организацию системы доступных детских садов и на программы образования «продленного дня» для трудных подростков. Де Блазио также обещает построить 200 тысяч субсидированных квартир, которые будут доступны даже самым необеспеченным горожанам.

Дополнительные очки де Блазио принесла его критика практики нью-йоркской полиции Stop-and-Frisk («останови и обыщи»), инициированной Блумбергом и ставшей непопулярной в последнее время. Как раз в разгар предвыборной кампании федеральный суд постановил, что эта практика основана на расовом профилировании и нарушает Конституцию США. Постановление суда сыграло на руку де Блазио.

На первичных выборах де Блазио и афро-американец Томпсон поделили поддержку чернокожих избирателей поровну – каждый кандидат получил примерно по 42% их голосов. Успех де Блазио среди афро-американцев и испаноязычных объясняется не только его риторикой «инклюзивности» и призывами к социальной справедливости, но и тем, что кандидат с итальянскими корнями женат на чернокожей поэтессе Ширлейн Маккрей, с которой он познакомился двадцать лет назад, когда оба работали у первого мэра-афро-американца Дэвида Динкинса. Маккрей в 1979 году провозгласила себя лесбиянкой и написала книгу о своей сексуальной ориентации, однако, как она сообщила в одном из интервью, затем «по уши влюбилась в Билла».

У них двое детей – дочь Кьяра и сын Данте. Кьяра представляла своего отца во вторник вечером в штаб-квартире кандидата. Данте стал едва ли не лицом предвыборной кампании своего отца после того, как 16-летний подросток с пышной прической в стиле «афро» снялся в агитационном телеролике де Блазио. По мнению наблюдателей, этот ход стал одним из самых удачных для его кампании.

Наконец, на руку де Блазио сыграло и интервью, которое дал журналу «Нью-Йорк» незадолго до праймериз действующий мэр Блумберг. Он назвал предвыборную кампанию фаворита демократов «расистской» и основанной на «классовой войне». Отвечая на обвинения в том, что сам он правит в интересах богатых, Блумберг заявил, что именно богатые платят налоги, которые идут на социальные программы. «С точки зрения города нам нужны богатые, – заявил мультимиллиардер Блумберг. – Зачем их критиковать? Разве не было бы здорово, если бы все русские миллиардеры переехали к нам сюда?».

По мнению де Блазио и его сторонников, Блумберг привлек внимание к разнице между их подходами и видению Нью-Йорка: в то время, как Блумберг пытается привлечь русских миллиардеров, де Блазио говорит, что город должен быть привлекателен для простых работающих семей, которые в нем живут. В день выборов один из руководителей предвыборной кампании де Блазио разослал сообщение в «твиттере», призывая избирателей: «Раздражай Блумберга. Голосуй за де Блазио».

Сотны тысяч избирателей так и поступили. Де Блазио подчеркнул свою «близость к народу», устроив празднование своей победы в нескольких кварталах от своего дома в Бруклине, а не в Манхэттене, где дожидались результатов голосования все остальные кандидаты.

Русскоязычные кандидаты потерпели поражение

Все русскоязычные кандидаты, баллотировавшиеся в Горсовет на демократических праймериз, потерпели поражение. В 48-м избирательном округе, который включает Брайтон-Бич и известен как «суперрусский» из-за высокой концентрации здесь иммигрантов из бывшего Советского Союза, победа досталась Хаиму Дойчу, помощнику уходящего члена Горсовета от этого округа и основателю «еврейской народной дружины» «Шомрим». Он получил 33,9% голосов. Уроженец Минска, журналист и общественный активист Ари Каган оказался на втором месте с 30,6%. Еще один иммигрант из Белоруссии, административный судья Игорь Оберман получил 14,4% голосов.
На всеобщих выборах в ноябре Дойчу все же предстоит померяться силами с иммигрантом из России – уроженцем Махачкалы, адвокатом и бывшим короткое время сенатором штата Нью-Йорк республиканцем Давидом Сторобиным. У Сторобина не было оппонентов в Республиканской партии, и он не участвовал в праймериз.

В соседнем 47-м избирательном округе иммигрант из Украины демократ Джон (Евгений) Лисянский получил 25,8% голосов, заняв третье место. Победа в этом округе (45,5%) досталась школьному преподавателю и общественному активисту Марку Трейгеру, сыну иммигрантов из бывшего Советского Союза, активно добивавшемуся поддержки русскоязычных избирателей, хотя сам он с трудом говорит по-русски.
XS
SM
MD
LG