Линки доступности

Надо ли показывать ужасы терроризма?


Режиссер Эрик Поппе
Режиссер Эрик Поппе

Берлинале представил реконструкции двух громких актов террора

БЕРЛИН - В официальной программе 68-го международного кинофестиваля в Берлине представлены два фильма о терроризме, вызвавшие оживленную дискуссию среди участников смотра и журналистов. Это конкурсный фильм норвежского режиссера Эрика Поппе «Утейя: 22 июля» (U-July 22) и внеконкурсный англо-американский фильм бразильского режиссера Жозе Падильи «7 дней в Энтеббе» (7 Days in Entebbe).

Кадр из фильма «7 дней в Энтеббе»
Кадр из фильма «7 дней в Энтеббе»

Оба они тщательно реконструируют печально знаменитые акты террора 1976 и 2011 годов, но делают это полярно противоположными художественными средствами.

Как подправить историю

Фильм «7 дней в Энтеббе» реконструирует теракт июля 1976 года, когда группа пропалестинских экстремистов захватила пассажирский самолет компании «Эр Франс», летевший из Тель-Авива в Париж. Группе израильских коммандос удалось провести операцию «Шаровая молния» и спасти 102 заложников из 106. В числе заложников было более 80 граждан Израиля. Все террористы были во время штурма убиты. Позднее операция «Шаровая молния» получила неофициальное название «Йонатан» в честь погибшего командира группы коммандос Йонатана «Йони» Нетаньяху, старшего брата нынешнего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.

Режиссер и продюсер Жозе Падилья (Jose Padilha), известный в США, в первую очередь, сериалом «Наркос», привлек звезд международного уровня Даниэля Брюля и Розамунд Пайк, которым поручены роли немецких террористов из подпольной левой организации «Революционные ячейки».

Актеры Дэниэль Брюль и Розамунд Пайк на пресс-конференции. Photo: Oleg Sulkin
Актеры Дэниэль Брюль и Розамунд Пайк на пресс-конференции. Photo: Oleg Sulkin

В первоначальную группу террористов (к ним позднее, уже в Уганде, добавились еще трое) входили и два члена организации «Народный фронт освобождения Палестины». Террористы потребовали освобождения сорока палестинцев из израильских тюрем. По требованию захватчиков самолет приземлился в Энтеббе (Уганда), где они получили поддержку диктатора этой страны Иди Амина.

Значительная часть экранного времени отведена горячим обсуждениям ответных действий в израильском руководстве, где заметную роль в принятии решения провести силовой рейд сыграли Ицхак Рабин и Шимон Перес.

Исторические эпизоды перемежаются с музыкально-хореографическими номерами, которые, очевидно, призваны придать документальной истории вневременное символическое звучание. В то же время ряд критиков полагают, что этот «оживляж» несколько снижает уровень саспенса, что для фильмов такого жанра принципиально важно.

На пресс-конференции Падилья подчеркнул актуальность истории о переговорах с террористами и о силовой операции по освобождению заложников.

Режиссер Жозе Падилья общается с журналистами. Photo: Oleg Sulkin
Режиссер Жозе Падилья общается с журналистами. Photo: Oleg Sulkin

«В этом продолжающемся конфликте (между Израилем и палестинцами) политикам очень легко представлять себя защитниками своего народа в борьбе против врагов, - сказал режиссер. - Но как только ты обозначаешь отношения как вражду, оказывается необычайно сложно вести переговоры. Это верно и сегодня. Среди израильтян и палестинцев доминирует страх, и это состояние постоянного страха ловко используют политики правого лагеря вроде Трампа, который собирается строить стену для защиты Америки непонятно от кого».

В основу сценария Грегори Бурка положена книга историка Сола Дэвида, который заявил на днях в прессе, что «этот нарратив вряд ли понравится израильскому премьер-министру». По словам Дэвида, Нетаньяху оказывал сильное давление, чтобы скорректировать версию фильма.

Биньямин Нетаньяху всегда настаивал на героической роли Йони в разрешении кризиса с заложниками и уничтожении террористов, однако версия Падильи несколько отличается от официальной. Считается, что Йони Нетаньяху был убит террористом-палестинцем в самом конце рейда. Однако в фильме Йони (актер Анхель Бонанни) уготована менее значительная миссия, и убивает его еще до финального штурма угандийский солдат.

Отвечая на вопрос корреспондента «Голоса Америки» об отличиях экранной версии роли Йони от общепринятой, Жозе Падилья сказал: «Мне не надо защищать свою версию. Мы ее выстраивали в точном соответствии с показаниями непосредственных свидетелей, которые были тогда в гуще происходивших событий».

Фильм «7 дней в Энтеббе» выходит в прокат США 16 марта, а в России, под названием «Операция «Шаровая молния», 29 марта.

Нарратив, прошитый пулями

Смотреть картину про бойню на норвежском острове Утейя мучительно трудно. Трудно даже людям с крепкими нервами. Создатели фильма показывают кровавую трагедию в подчеркнуто документальной манере, глазами одной их жертв, юной девушки, оказавшейся на острове в числе пятисот молодых активистов левой партии. Когда одетый в форму полицейского 32-летний правый экстремист Андерс Брейвик открыл методичную стрельбу на поражение, в палаточном городке воцарилась паника. В этом хаосе, который длился чуть более 70 минут, девушка по имени Кайя пыталась спасти себя и одновременно разыскать свою младшую сестру Эмили.

Кадр из фильма «Утейя: 22 июля»
Кадр из фильма «Утейя: 22 июля»

Итогом этого беспрецедентного для мирной Норвегии кошмара, как мы знаем, стало убийство 69 ни в чем неповинных людей. Более ста оказались ранены. Ранее, в тот же день, в правительственном квартале Осло взорвалась мощная бомба, заложенная Брейвиком. Восемь человек погибли, более двухсот получили ранения.

По мнению режиссера и исполнительного продюсера Эрика Поппе (Erik Poppe), его фильм - это попытка показать истинное лицо терроризма, не ретушируя его утешительными красками.

Технически картина снята одним непрерывным кадром, что вовлекает зрителя в безумную гонку Кайи от угрозы смерти, постоянно напоминающей о себе звуками выстрелов. Кайю играет 19-летняя Андреа Бернтсен, которой в момент бойни было 12 лет. Она помнит шоковую реакцию всех окружающих.

Как сказал Поппе, его критиковали за то, что он взялся за эту болезненную тему, но выжившие свидетели бойни заверили его в правильности решения снимать фильм.

«Могу сказать, что если (зрителю) не больно смотреть это кино, то, значит, мы его сняли слишком поздно, - заявил режиссер. – Да, это нелегкое зрелище, но это часть «процесса исцеления»... Мы должны помнить, что произошло на том острове, потому что мы видим, что происходит сегодня в Европе, как выглядит правый экстремизм, и понимаем, что неофашизм растет день ото дня».

В картине главная героиня обнаруживает в лесу тяжело раненую девочку и пытается ее перевязать, но та умирает, очевидно, от большой потери крови.

«Мы решили показать вымышленных героев, - продолжал Поппе. – И сделали это по этическим соображениям с тем, чтобы родители, сестры и братья (жертв) не мучились вопросам: это моя сестра или брат? Это моя дочь?». На съемочную площадку, по его словам, были приглашены психологи для работы с актерами и свидетелями бойни, привлеченными для консультации.

Характерно, что режиссер ни разу не показывает убийцу, тот промелькнет лишь несколько раз на общем плане далеким зловещим силуэтом. И в завершающих титрах, где дана общая информация о теракте и его жертвах, Брейвик не упомянут по имени. Как известно, убийца, отбывающий 21 год тюремного заключения (это максимум по законам Норвегии, но срок может продлеваться по решению суда. - О.С.) не выразил ни малейшего раскаяния и заявил, что лишил жизни своих жертв за их поддержку мультикультурализма.

Критики обращают внимание на то, что мировая премьера картины состоялась через несколько дней после очередной бойни в американской школе, на этот раз во Флориде, где психопат убил 17 человек.

Как сообщили фестивальная пресса, британский режиссер Пол Гринграсс, получивший «Золотого медведя» в 2002 году за картину «Кровавое воскресенье», снимает свой фильм о бойне на острове Утейя для медийного гиганта Netflix.

Фестиваль в Берлине завершает работу 25 февраля. За призы Берлинале спорят 19 фильмов конкурсной программы, включая российскую картину «Довлатов» режиссера Алексея Германа-младшего. Кстати, в рейтинге журнала Screen International он неожиданно сравнялся на данный момент с лидером, анимацией Уэса Андерсона «Остров собак».

Дело в том, что одна из участниц кинокритического пула, выставляющего оценки, существенно повысила баллы российскому фильму. Старожилы фестиваля говорят, что такого казуса не припомнят. Однако, есть версия, что просто произошла техническая ошибка, которая спустя короткое время была исправлена.

XS
SM
MD
LG