Линки доступности

Падение Берлинской стены: позиция Путина и взгляды Горбачева


Президент России считает, что бывший советский лидер допустил ошибку, не потребовав письменных гарантий нерасширения НАТО на восток

Когда 9 ноября 1989 года Берлинская стена пала, Советский Союз допустил крах ГДР и быстро дал согласие на объединение Германии.

Сегодня президент России Владимир Путин обвиняет советское руководство в наивности, которая проложила путь к расширению НАТО на восток.

Многие в России разделяют эту точку зрения.

Бывший президент СССР Михаил Горбачев в недавнем интервью, взятом накануне 30-летия падения Берлинской стены, заявил, что он привествовал демократические перемены в Восточной Германии и других странах советского блока, но не предполагал, что стена падет так быстро.

На следующее утро после падения Берлинской стены Горбачев созвал заседание политбюро ЦК КПСС для обсуждения реакции СССР.

«Политбюро единодушно решило, что абсолютно исключаются какие бы то ни было силовые действия... Наверняка были и такие, у кого чесались руки "навести порядок" при помощи танков. Но они до поры помалкивали», – сказал он в интервью газете «Известия».

Павел Палажченко, который в то время был переводчиком Горбачева, сказал, что «любое другое решение могло иметь чрезвычайно серьезные, тяжелые последствия, могло стать началом катастрофы».

В Восточной Германии дислоцировались более 300 тысяч советских военнослужащих, там же находилось более 12 тысяч танков и другой бронетехники.

«Они могли бы закрыть всю границу своими танками, но остались в казармах. Советское руководство поняло, что зубную пасту невозможно загнать обратно в тюбик, – говорит специалист по советской истории в Лондонской школе экономики Владислав Зубок. – Началась новая эра».

Тем не менее, многие в России по-прежнему возлагают на Горбачева ответственность за «предательство» Восточной Германии и пренебрежение жизненно важными интересами Москвы на переговорах с западными державами.

Такой точки зрения придерживается Путин, который обвиняет советского лидера в том, что он наивно поверил в обещания Запада, что НАТО не будет стремиться к приему в альянс стран советского блока, вместо того, чтобы настоять на письменных обязательствах.

По мнению Путина, Горбачев допустил ошибку. «В политике нужно вещи фиксировать, – сказал он. – Но он просто поговорил и решил, что все на этом закончено».

Горбачев возразил, что было бы абсурдно просить Запад предоставить письменные гарантии, что страны Варшавского договора не войдут в НАТО, потому что это было бы равносильно признанию возглавляемого СССР военного альянса мертвым до того, как он официально прекратил существование в июле 1991 года.

«Советский Союз находился в кризисе и не мог вести переговоры с Западом на равных», – считает Зубок.

Многие в России видят в расширении НАТО на восток доказательство враждебных намерений альянса, что способствует формированию антизападных настроений.

По мнению председателя комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева, недоверие к Западу, к потенциальным партнерам с другой стороны, все еще присутствует. Косачев говорит, что нанесенный ущерб, в некотором смысле, невосполним.

XS
SM
MD
LG