Линки доступности

Третья годовщина массовых протестов в Беларуси: уроки и надежды


Дворец Республики в Минске (архивное фото)
Дворец Республики в Минске (архивное фото)

Эксперты констатируют, что за три года режим Лукашенко из авторитарного трансформировался в тоталитарный

К третьей годовщине начала в Беларуси протестов против фальсификаций президентских выборов независимые белорусские эксперты из Центра новых идей и Инициативы «Народный опрос» провели социологические исследования о состоянии протестной части белорусского общества. Об этом рассказал на своей странице в FB социолог Геннадий Коршунов (Генадзь Коршунаў).

В качестве метода опроса использовался CAWI (опрос интернет-аудитории с использованием мессенджеров Viber и Telegram). Всего в исследовании принял участие 1561 респондент, из них 995 человек находятся в Беларуси.

Авторы предупреждают, что особенностью данной выборки является представление мнений не всего белорусского общества, а только той его части, что придерживается демократических взглядов.

Аналогичное исследование было проведено и год назад, и в результате сравнения современных данных и те, что были получены в августе 2022 года авторы исследования пришли к выводам:

Во-первых, как и год назад, большинство респондентов не согласны с тем, что они окончательно проиграли. И тогда, и сейчас более половины опрошенных отвергают мысль о том, что «протестное движение 2020 года потерпело поражение».

Скорее не согласны с этим год назад были 39% опрошенных, сейчас - 36%.

Совсем не согласны год назад 20%, в этом году - 19%.

Скорее согласны: в августе 2022 года были 32%, и сегодня этот показатель не изменился

Полностью согласны с тем, что антилукашенковская оппозиция потерпела в 2020 году поражение год назад, были 6% опрошенных, ныне таких 8%.

Затруднившихся с ответом в августе 2022 года не было совсем, сейчас таковых 5%.

Геннадий Коршунов продолжает: «На вопрос, что бы сделал респондент, если бы у него была возможность вернуться в 2020 год, распределение ответов не изменилось, цифры совпадают практически один к одному. Так, если бы ситуация 2020 года повторилась, 52% опрошенных по-прежнему вели бы себя так, как тогда; чуть более 40 процентов – были бы более активны. Если говорить о белорусских мигрантах, то они несколько радикальнее. Среди них больше тех, кто высказался за более активные действия – 48%».

Резюмируя данные свежего опроса, авторы отмечают, что по его результатам может сложиться ощущение, что респонденты склонны несколько идеализировать события трехлетней давности, рассматривая протесты как незавершенный проект и в абсолютном большинстве наделяя его позитивными смыслами. В то же время, действующих белорусский режим расценивает ситуацию в целом таким же образом, только с обратным знаком.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с экспертами, занимающимися проблемами современной Беларуси.

«После Специального Трибунала по поводу агрессии против Украины встанет вопрос о создании Трибунала по деяниям режима Лукашенко»

Эксперты международного Центра права и демократии Justice Hub подготовили первый подробный юридический анализ нарушений прав человека, совершенных режимом Лукашенко с мая 2020 года. Пытки, убийства, изнасилования — это неполный список злодеяний. Юристы также оценили шансы привлечения виновных к ответственности.

Руководитель Justice Hub, экс-глава Конституционного суда Литвы Дайнюс Жалимас (Dainius Žalimas) рассказал корреспонденту Русской службы «Голоса Америки», что подготовка доклада началась зимой 2023 года с учетом, чтобы закончить работу, согласно договору, до августа. При этом, как подчеркнул Дайнюс Жалимас, подобного рода исследований ранее не было.

«Во всех предыдущих докладах не давалась четкая юридическая квалификация всем тем нарушениям прав человека режимом Лукашенко. И тут я сразу скажу, что мы не ставили задачу детально найти все нарушения, а в первую очередь - дать четкую юридическую оценку и доказать, что это действительно преступления против человечности по международному праву со всеми его признаками», - отметил руководитель Justice Hub .

Как определили авторы доклада, основой нынешнего правящего режима Беларуси «лежит системная и массовая атака против гражданского населения, заключающаяся в определенных деяниях массового системного характера». В основном это пытки и незаконное лишение свободы. Также имеются отдельные случаи убийств и сексуального насилия. И, конечно, преследование по политическим и национальным мотивам. «Разумеется, по меркам международного права, а не по меркам режимного, так называемого, законодательства, - уточняет Дайнюс Жальмас. - Так что это действительно первый доклад, который системно доказывает, что это преступления против человечности, который указывает, какие типы преступлений имеют место в Беларуси. И последнее – то, чего нам не удавалось найти, так это системного обозрения о том какие есть пути для привлечения виновных к ответственности, поэтому анализируются основные возможности для привлечения к ответственности самого Лукашенко и его окружения в совершении преступлений против человечности».

Сотрудники международного Центра права и демократии Justice Hub рассчитывают, что доклад может помочь правоохранительным органам, начиная с прокуратуры тех стран, где могут заводить дела по универсальной юрисдикции против белорусского режима. На более позднем этапе материалами смогут воспользоваться как национальные, так и международные судебные органы для получения общей оценки того, что налицо все признаки преступлений против человечности. Доклад также будет доступен политикам, ответственным за инициирование и принятие решений, касающихся возможности привлечь к ответственности самого Лукашенко и основных соучастников режима. И, конечно, он предназначен правозащитникам, которые могут помочь в квалификации всего собранного материала по нарушениям прав человека и преступлениям против человечности.

Собеседник «Голоса Америки» подчеркивает, что он сам и его коллеги надеются, что этот доклад будет полезен для ООН, ОБСЕ, которые и дальше будут готовить рапорты по нарушению прав человека в Беларуси. Предлагается также ознакомить с этой работой мировое юридическое сообщество и ту часть гражданского общества, которая интересуется происходящим в Беларуси.

На вопрос, каковы, на его взгляд, шансы на то, чтобы Лукашенко, подобно Путину, получит повестку в Международный уголовный суд, господин Жалимас ответил: «Я думаю, что это - вопрос времени. Есть три основные возможности. Первое – это универсальная юрисдикция в разных странах. Со временем все-таки для Лукашенко настанет момент, когда будут объявлены подозрения в преступлениях. Здесь предлагается, чтобы на Лукашенко не распространялся иммунитет глав государств, поскольку все-таки надо решиться на то, чтобы не признавать Лукашенко легитимным главой государства, на которого бы распространялся всеми признанный иммунитет глав государств.

Вторая возможность – так же, как и с Путиным – чтобы Лукашенко проходил как соучастник в деле о депортации украинских детей. Мы знаем, что часть этих детей была переправлена в Беларусь.

И третье – в докладе также анализируется прецедент, когда в этот суд можно направить и инициировать дело, которое касалось бы Лукашенко, как потенциального обвиняемого за депортацию. Если последствия преступления касаются стран, которые являются участниками МУС, такие как Литва, Польша и Латвия, например. Это - соседние страны, в которые были вынуждены бежать белорусы и последствия этого коснулись данных стран. В этой степени МУС может применить юрисдикцию по поводу Лукашенко за вынужденную депортацию за рубеж».

По мнению бывшего председателя Конституционного суда Литовской Республики, есть предложение подумать о том, чтобы создать специальный международный Трибунал по преступлениям режима Лукашенко против граждан Беларуси. «Я думаю, что это возможно, если будет на это политическая воля. Ведь государства продвинулись в части Специального Трибунала по поводу агрессии против Украины, хотя пока нет действенного проекта договора по созыву этого трибунала. Но когда он появится, то, на мой взгляд, естественно встанет вопрос о создании Трибунала по деяниям режима Лукашенко».

При этом он отмечает, что усилий отдельных стран не хватит для универсальной юрисдикции, а в самой Беларуси вряд ли скоро появятся правоохранительные органы, которые будут способны рассматривать дела такого рода. «Там сейчас все наоборот – так называемая правоохранительная система используется как раз для осуществления преступлений – пыток и незаконного лишения свободы. И путь один - создать международный Трибунал или смешанный – международный с национальным по вопросу преступлений режима Лукашенко против граждан Беларуси. Но это - вопрос для дальнейших разговоров, после Спецтрибунала по агрессии», - заключил руководитель международного Центра права и демократии Justice Hub Дайнюс Жалимас.

«Белорусская оппозиция готовится к тому, что повторится сценарий 2020 года. А он не повторится»

Руководитель независимого белорусского Центра политического анализа и прогноза Павел Усов считает, что за последние три года Беларусь превратилась из авторитарного государства в тоталитарное, в котором уничтожены даже декоративные элементы демократии и гражданского общества.

«Все белорусские пассионарии вытеснены из страны, и эпизодические репрессии, которые происходили в авторитарный период существования системы как реакция на некие кризисы во время избирательных кампаний, превратились в систему внутренней политики», - отметил эксперт в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Усов добавляет, что в настоящее время в Беларуси установлен тотальный информационный и идеологический контроль над обществом в целом, и особенно – над отдельными личностями. На всех уровнях государственного аппарата и силовых структур проходят чистки и допускаемое гражданами любое отклонение от идеологических норм чревато карательными мерами от большого штрафа до тюремного заключения.

«Единственное отличие от репрессий времен тотального государственного террора времен "социалистической системы" – отсутствие массового уничтожения целых социальных и политических групп. Вместо этого граждане с иной точкой зрения поставлены в такие условия, что вынуждены покидать страну. То есть вместо массовых репрессий наблюдается массовая эмиграция, что также влияет на ситуацию внутри общества, которая ведет к ее дальнейшей стерилизации», - констатирует руководитель Центра политического анализа и прогноза.

Павел Усов считает, что системного сопротивления правящему режиму в Беларуси никогда не было, что явилось основной причиной недачи протестного движения в 2020 году. «При наличии организованной системы сопротивления было бы невозможно полностью исчерпать такой потенциал. В принципе, потенциал был, но те люди, которые называли себя лидерами (оппозиции), не имели никакого понятия, что с этим потенциалом делать. Поэтому власти, опираясь также на российскую поддержку, очень быстро с этим расправились», - считает собеседник «Голоса Америки».

Еще одним ключевым моментом, обусловившим неудачу протестного движения, по мнению Павла Усова, были надежды на то, что Путин решит убрать Лукашенко. «И этот самообман со стороны всех ключевых лиц (оппозиции) и их окружения в 2020 году не позволил создать линии обороны, которая опиралась бы на национальные интересы. В тот период превалировал российский интерес к Беларуси, именно на него тогда и опирались квази-оппозиционные лидеры. Это стало, с одной стороны, причиной деморализации и полного провала протеста, а с другой стороны – создало условия для того, чтобы Беларусь впала в полную зависимость от России и стала, по сути, оккупированной территорией», - развивает мысль независимый аналитик.

И подытоживает: «Проблема белорусской оппозиции в том, что она никаких выводов ни из каких событий не делала. Не были усвоены уроки ни 2006 года, ни 2010 года. Результатом этих уроков должен был бы стать четкий стратегический план действий сопротивления в период массовых протестов в 2020 году. А история никогда не повторяется, и сегодня, как и в предыдущие годы, представители так называемой "белорусской оппозиции" будут готовиться к событиям 2020 года, а не к иным сценариям. Соответственно, если будут разворачиваться в Беларуси события, отличные от того, что происходило три года назад - а так и произойдет, потому что не будет массовых протестов, не будет выборов, может быть война и какая-то связанная с ней дестабилизация, будет активизация "Вагнера" - а белорусская оппозиция готовится к тому, что повторится сценарий 2020 года. А он не повторится. Соответственно, не будет ни ресурсов, ни планов действия, ни понимания того, что происходит, когда эти события начнут происходить», - пессимистично прогнозирует руководитель независимого белорусского Центра политического анализа и прогноза Павел Усов.

«Количество политзаключенных в Беларуси в разы больше, чем в мрачные времена СССР»

Советник Светланы Тихановской по вопросам конституционной реформы и парламентского сотрудничества, директор Центра европейского диалога Анатолий Лебедько дал комментарий для Русской службы «Голоса Америки» в перерыве между секциями конференции «Новая Беларусь», проходившей в канун третьей годовщины начала массовых протестов в белорусских городах. Сама конференция состоялась в Варшаве, куда после жестокого подавления мирных протестов уехали многие противники режима Лукашенко.

Прежде всего, оппозиционер отметил: «Если мы говорим о нынешней ситуации, то возникли новые риски и вызовы для Беларуси, для миллионов ее граждан. Их не было раньше или они находились в "дремлющем" состоянии. Мы констатируем, что за прошедшие три года Беларусь сделала шаг в сторону диктатуры, военной хунты. За эти год фактически прекратила действовать Конституция, не действуют международные законы и обязательства страны».

По оценке Лебедько, за это время была фактически зачищена «первая линия» сопротивления и белорусскому режиму, и Кремлю. В результате порядка 300 тысяч человек были вынуждены покинуть Беларусь, что существенно ослабляет силы сопротивления. «Более 2000 неправительственных организаций закрыты и это те структуры, которые составляли костяк гражданского общества и обеспечивали развитие даже в условиях авторитарного режима. Количество политзаключенных в Беларуси, исходя из расчета на 10000 человек, в разы больше, чем в мрачные времена СССР – послевоенное время, андроповский период. Тогда их на всю Беларусь было около 800, а сегодня по данным правозащитников их 1500, но и они сами говорят, что эту цифру надо увеличивать втрое. Такова общая ситуация», - приводит данные советник Тихановской.

И добавляет, что с февраля прошлого года Беларусь стала соагрессором в войне против Украины. «А если говорить о перспективах и неких возможностях, то – да – мы констатируем, что сегодня белорусы и белорусское гражданское общество, политические партии, неправительственные организации созрели для того, чтобы сделать заявку на вступление Беларуси в ЕС. И это формулируется, как важнейшая задача, как маяк, к которому мы должны двигаться», - подчеркивает Анатолий Лебедько.

В своем комментарии он упомянул и о некоторых успехах в создании инфраструктуры сопротивления диктатуре Лукашенко: «Год назад был создан Кабинет, организован Координационный совет и несмотря на то, что там много проблем, в целом тренд на создание такой инфраструктуры абсолютно правильный и, как показывает время, это очень важно – иметь инфраструктуру сопротивления. Сейчас происходит и раздел ответственности – есть военная составляющая, и это белорусские добровольцы, которые выполняют свою миссию. Есть политическая составляющая – офис Тихановской, Кабинет и Координационный совет, политические партии. Есть информационная составляющая – независимые масс-медиа и есть то, что называется защита людей и солидарность – правозащитные организации и волонтерские структуры».

По мнению собеседника «Голоса Америки», сейчас появилась возможность говорить о необходимости создания широкого движения, основной целью которого будет сохранение независимости и суверенитета Беларуси, проведения политических реформ, что в конечном итоге сделает страну частью Евросоюза и Североатлантического Альянса.

Тэги: протесты в Беларуси в 2020 году, политические репрессии в Беларуси, белорусская политэмиграция, Переходный кабинет Светланы Тихановской, конференция «Новая Беларусь».

Форум

XS
SM
MD
LG