Линки доступности

Белорусские списки «персон нон грата»


Правозащитники Андрей Юров и Владимир Чемерис
Правозащитники Андрей Юров и Владимир Чемерис

Правозащитники рассуждают о том, кто и почему их формирует

Лидеры международных правозащитных организаций заявляют о существовании в Беларуси специальных списков, куда вносят «провинившихся» в чем-то перед властями республики. В такой список совсем недавно попали два правозащитника – гражданин Украины Максим Кицюк и председатель Международной наблюдательной миссии в Беларуси, директор по развитию Московской Хельсинкской группы гражданин России Андрей Юров.

Как сказал в понедельник 21 марта Русской службе «Голоса Америки» Андрей Юров, на прошлой неделе его выдворили из Беларуси мгновенно и в безапелляционной форме. Кажется, что до сих пор правозащитник не может понять, какова главная причина подобных действий со стороны белорусских властей.

«Четырнадцатого марта я прилетел в Беларусь, как вы знаете, никаких границ между Беларусью и Россию границ нет. И вечером шестнадцатого марта в квартиру, где я остановился, нагрянули представители Службы миграции и гражданства и объявили, что я, оказывается, с четвертого марта внесен в список лиц, которым запрещен въезд на территорию республики», – говорит правозащитник.

«Интересное» положение

«Международная наблюдательная миссия в Беларуси была создана после президентских выборов 19 декабря 2010 года, – продолжает Андрей Юров. – В нее вошли около десяти неправительственных организаций из Украины, российские, западные, принципиально ни одной белорусской – всего около сорока организаций. Наша задача была исключительно мониторить ситуацию в стране. Видимо, наши наблюдения показались настолько “интересными”, что власти Беларуси признали их очень опасными для себя».

Андрей Юров утверждает, что результатами работы миссии были регулярные отчеты и аналитические справки. Их рассылали в представительства Совета Европы, Европарламента, ОБСЕ, Еврокомиссии и т.д. Все исследования и оценки жизни гражданского общества Беларуси, действий власти, по мнению правозащитника, отличались «особой сдержанностью». «Мы ни разу не сказали о том, что в Беларуси авторитарная власть, диктаторский режим. Мы действовали в духе классических миссий ОБСЕ, Совета Европы. Все наши оценки состояния гражданского общества в республике базировались исключительно на фактах. Информация шла удивительно сбалансированной на русском, английском языках», – подчеркивает Андрей Юров.

Во время пресс-конференции в Киеве 21 марта правозащитник Андрей Юров напомнил журналистам, что сегодня в Беларуси под стражей по политическим мотивам находятся не меньше сорока человек. Все они – участники уличных протестов, которые прошли в Минске вечером 19 декабря прошлого года. В тот вечер и последующие дни белорусские власти, по разным оценкам, задержали около семисот белорусов и иностранцев.

Беларусь в фокусе Запада

По словам украинского правозащитника, члена правления Института социально-экономических исследований «Республика» Владимира Чемериса, нечто подобное белорусским событиям Украина уже переживала в своей новой истории.

«Это было 2001 году во время акции “Украина без Кучмы”. Тогда шестнадцать человек получили различные сроки тюремного заключения, а около полутысячи были наказаны административными арестами до пятнадцати суток. Тогда и на Западе – в Европе, и на Востоке – в России, акцентировали внимание на том, что происходит в Украине», – подчеркнул Владимир Чемерис. Пристальный взгляд мирового сообщества на уличные протесты в Киеве, по мнению правозащитника, помог Украине укрепить и развить демократические процессы в обществе, ослабить авторитаризм действовавшей тогда власти.

Сегодня, считает Владимир Чемерис, внимание западных стран также должно быть сфокусировано на белорусских проблемах, на защите гражданских прав белорусов. «Ущемление гражданских прав одного человека не может быть проблемой для одного человека. Права человека не имеют территориальных ограничений. Как сказал когда-то Эрнесто Че Гевара, нас должна беспокоить любая несправедливость, которая происходит в мире», – отметил Владимир Чемерис.

Вместе с тем и российский, и украинский правозащитники не могли не отметить тот факт, что нынешнего президента Беларуси Александра Лукашенко поддерживают не меньше половины граждан страны. Экономическая стабильность является едва ли не главной предпосылкой народной любви к «батьке», говорят журналисты. Участники пресс-конференции готовы поспорить с таким предположением.

«Арестанты» из поэтического кружка

Владимир Чемерис подчеркивает, что «обнищание масс» – не всегда наилучшее начало для борьбы с режимом. Вполне благополучная Чехословакия, например, в 1968 году поднялась против советской идеологии и оккупации.

По словам Андрея Юрова, современное белорусское общество разделено на тех, кто готов быть «послушными рабами», и тех, кто хотел бы выйти за рамки системы. Первых сегодня больше. Приблизительно в соотношении шестьдесят на сорок. Но это не значит, что так будет всегда, говорит Андрей Юров. Он вспоминает некоторые нормы из законодательной базы Беларуси, сталкиваясь с которыми, простые граждане должны задаваться вопросом – в какой же стране мы живем?

«В Беларуси есть уголовная статья, подчеркиваю – уголовная, за участие в любой незарегистрированной общественной организации. Берем неформальный, незарегистрированный детский кружок юных поэтов при школе: всех его участников могут назвать уголовными преступниками, всех можно при желании отправить в тюрьму», – говорит Русской службе «Голоса Америки» Андрей Юсов.

Участники пресс-конференции заявили о начале акции, которая должна помочь избежать новых депортаций иностранных наблюдателей, въезжающих на территорию Беларуси. Международная наблюдательная миссия призвала общественные и правозащитные организации отправлять запросы в посольство Беларуси в Украине, России и других странах с просьбой сообщать им, есть ли в списках «персон нон грата» кто-либо из их членов.

Подобное официальное обращение и ответ на него помогут создать юридический прецедент в случае непредвиденного развития ситуации, считают правозащитники. Например, украинский наблюдатель Максим Кицюк, которому было отказано во въезде на территорию Беларуси, пребывает в неведении, что послужило основанием для подобного запрета со стороны белорусских властей.

Другие материалы о событиях в Беларуси читайте в рубрике «Беларусь»

XS
SM
MD
LG