Линки доступности

Кто спасет Беларусь от валютного кризиса


Александр Лукашенко
Александр Лукашенко

Андерс Ослунд: «Это самое серьезное финансовое испытание Беларуси с момента обретения независимости»

В последние дни о неминуемости валютно-финансового кризиса в Беларуси заговорили не только отечественные и российские экономисты, но и заокеанские эксперты. Однако ни те, ни другие пока не могут говорить со 100% уверенностью о масштабности проблем белорусской экономики.

«Несмотря на то, что степень нынешнего кризиса неясна, нарастает ощущение приближения каких-то проблем», – пишет корреспондент The New York Times Майкл Швирц. – Сегодня Беларусь существенно зависит от зарубежных заимствований для того, чтобы остаться на плаву. Возмущенный очевидными нарушениями, с которыми прошли декабрьские президентские выборы, а также последовавшим жестоким преследованием оппозиции, Запад вновь решил наложить санкции на Александра Лукашенко и его правительство, тем самым еще больше поляризовав две стороны».

По мнению экспертов, такая жесткая линия поведения стран Запада по отношению к Беларуси означает для правительства Лукашенко одно – еще большую зависимость от традиционного донора, России. Без массированных финансовых вливаний из Москвы экономическая ситуация в Беларуси рискует в ближайшее время перерасти из плохой в критическую.

Это подтверждают и последние статистические данные Международного валютного фонда (МВФ). Всего за шесть месяцев – с октября 2010 года по апрель 2011 – золотовалютные резервы Беларуси сократились на 2 млрд. долларов и составляют сегодня 3,7 млрд. долларов. В стране наблюдается серьезная нехватка валюты, которая на фоне рекордного дефицита внешнеторгового сальдо заставляет население Беларуси сутками стоять в очередях у валютных «обменников» с целью сбыта отечественных дензнаков.

Национальный банк ввел ряд ограничений на валютном рынке, «которые еще больше подорвали доверие к белорусскому рублю», пишет российский портал newsru.com. Как заявил сегодня в интервью агентству Bloomberg глава «Сбербанка России» Герман Греф, (этот российский банк имеет значительные собственные интересы на белорусском финансовом рынке) Беларуси следует провести девальвацию своей валюты из-за увеличивающегося дефицита текущего счета платежного баланса и падения золотовалютных резервов.

Аналогичный вывод делает и белорусский независимый интернет-ресурс Хартия-97: «Из-за снижения золотовалютных резервов на 25 процентов за I квартал 2011 года Нацбанк Беларуси сохраняет мораторий на валютные интервенции, что привело к острому дефициту инвалюты на всех сегментах внутреннего валютного рынка. В этой ситуации в Беларуси формируется “теневой” рынок безналичной валюты. На «теневом» рынке белорусский рубль стремительно дешевеет – в начале прошлой недели он превышал официальный курс на 30%».

Называя главные, по его мнению, причины валютно-финансового кризиса, эксперт вашингтонского Института международной экономики им. Петерсона Андерс Ослунд (Anders Aslund) подчеркнул опасность недооценки происходящего в Беларуси.

«Непосредственным спусковым механизмом для этого кризиса послужило непомерное для белорусской экономики увеличение заработной платы перед президентскими выборами.

Внутренний банковский сектор этого просто не выдержал, и белорусский рубль не устоял, что привело к нынешней нехватке золотовалютных резервов. Как следствие, правительство и Центробанк прибегли к еще более жестким мерам и ограничениям», – подчеркнул Андерс Ослунд в беседе с корреспондентом «Голоса Америки».

Экономист тоже считает, что в сложившейся ситуации девальвация белорусского рубля в той или иной форме неизбежна. «Насколько мне известно, курс валюты на «теневом» рынке уже превышает официальный на 30 – 40%», – отметил Ослунд, добавив, что кризис, в котором сейчас оказалась Беларусь, «представляет собой самое серьезное финансовое испытание, через которые прошла Беларусь с момента обретения независимости в 1991 году».

Мэтт Рожански (Matt Rojansky) из Фонда Карнеги за международный мир согласен с Ослундом в том, что девальвация белорусского рубля, скорее всего, произойдет: «В последние дни мы стали свидетелями того, что люди в Беларуси снимают свои сбережения с банковских счетов; сами же банки прекратили давать кредиты, что может привести к застою в сфере новых инвестиций. Банки также стали обменивать валюту по спекулятивному курсу. Это – паника, и она затронула все экономические слои белорусского общества. Не стоит забывать, что даже те, у кого нет существенных банковских сбережений, зависят от социальных выплат: пенсий, стипендий, бюджетных зарплат. После девальвации эти люди только потеряют».

Рожански считает, что именно поэтому сложившаяся экономическая ситуация в Беларуси может стать началом серьезнейших политический проблем для режима Александра Лукашенко.

«На протяжении последних 15 лет власти опирались на культивируемый ими образ белорусской стабильности. В последнее время этот образ был серьезно подпорчен, и теперь у власти практически не осталось никаких альтернатив для экономического восстановления, кроме как углубление своей зависимости от Москвы», – полагает эксперт.

В пользу такой интерпретации нынешних российско-белорусских экономических отношений говорит и появившаяся информация о намерении России удовлетворить запрос Минска по кредиту в 1 млрд. долларов. Следует, впрочем, отметить, что соответствующее заявление вице-премьера и министра финансов России Алексея Кудрина на эту тему прозвучало достаточно уклончив: «Мне трудно сказать. Я бы хотел, чтобы мы закончили в течение месяца, но это зависит от характера переговоров, будут ли трудности с вопросами, которые мы разбираем», – передает слова Кудрина российское агентство Интерфакс.

А пока, в ожидании экстренной финансовой помощи от восточного соседа, власти Беларуси пытаются хот как-то разрядить сложившуюся кризисную ситуацию на финансово-валютном рынке. В понедельник стало известно, что правительство и Нацбанк РБ договорились легализовать «теневой» обменный курс белорусского рубля, который сложился в условиях дефицита инвалюты.

Как рассказал агентству Интерфакс-Запад один из участников прошедшего в пятницу в администрации белорусского президента совещания: «На бирже будет введена вторая торговая сессия, где обменный курс будет устанавливаться на рыночных условиях, исходя из спроса и предложения юридических лиц», передает агентство.

Комментируя «Голосу Америки» эти действия белорусских властей, старший научный сотрудник Белорусского института стратегических исследований Алексей Пикулик отметил, что «они являются последней попыткой правительства избежать девальвации рубля, которая на сегодняшний день очевидна».

«Это – во-первых. Во-вторых, сохранение «теневого» курса валют, который будет определяться через биржу, даст возможность хорошего валютного арбитража для тех людей, которые сегодня тесно связаны с банками. Сейчас всего лишь за два дня в Беларусь вернулись валютчики. Поэтому я думаю, что в этих условиях кто-то очень хорошо заработает», – убежден Пикулик.

Преподаватель Высшей школы экономики в Москве Андрей Суздальцев в своей оценке решения правительства и Нацбанка Беларуси легализовать «теневой» курс местной валюты был еще более категоричен: «Это означает одно: государственная власть Беларуси не контролирует экономику страны».

Суздальцев считает, что первопричиной хаоса в экономической сфере Беларуси стала острая нехватка валюты: «Если валюты у правительства нет, то экономика страны начинает жить сама по себе, вне государства».

Излагая свое видение обстоятельств легализации «теневого» курса белорусского рубля, Суздальцев отметил: «Сейчас власти пытаются заставить белорусских экспортеров продавать всю заработанную ими валюту государству. Однако при таком раскладе вся экономика встанет, ведь эти экспортеры в какой-то момент являются и импортерами, поскольку им необходимо закупать оборудование, оплачивать энергетику, комплектацию и т.д.».

Масла в огонь слухов о возможной девальвации белорусского рубля подлило и недавнее заявление президента Лукашенко о том, что в самое ближайшее время проблему с иностранной валютой решат, однако при этом, по словам президента, «кто-то может быть обижен».

«Сегодня-завтра-послезавтра мы выровняем ситуацию по валюте. Но вы на меня не обижайтесь», – цитирует Хартия-97 главу Беларуси со ссылкой на «Независимую газету».

Эксперты считают, что под «обиженными» Лукашенко подразумевает людей с большим количеством белорусской «налички» на руках. После de facto узаконенной девальвации эти люди могут лишиться существенной части своих сбережений.

Другие материалы о событиях в Беларуси читайте в рубрике «Беларусь»

  • 16x9 Image

    Игорь Тихоненко

    Телевизионный журналист-международник, ведущий ТВ программ и продюсер. Интересуется темами международной и американской политики, науки, космоса и спорта. На «Голосе Америки» – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG