Линки доступности

Кассовый чек как двигатель киноиндустрии


Кадр из фильма «Врозь»
Кадр из фильма «Врозь»

Азербайджанский фильм «Врозь» демонстрируется в официальной программе Каннского фестиваля

Попасть в официальную программу Каннского кинофестиваля считается большим успехом, особенно для начинающих режиссеров из страны с неразвитой киноотраслью. Именно так оценил включение азербайджанской короткометражки «Врозь» (Torn) в секцию «Двухнедельник режиссеров» продюсер фильма Теймур Хаджиев в телефонной беседе из Баку с корреспондентом «Голоса Америки».

Для молодых сопостановщиков фильма азербайджанцев Эльмара Иманова и Энгина Кундага, живущих в Германии, каннский «прорыв» стал приятной неожиданностью. Об этом Иманов сказал «Голосу Америки» в телефонном интервью из Кельна перед отъездом на фестиваль. 67-й фестиваль в Канне начался 14 мая и продлится до 25 мая.

Любопытно, что в конкурсной каннской программе короткометражек фигурирует еще один фильм, «Последний», совместного производства Азербайджана и России. Режиссер картины Сергей Пикалов, продюсеры Мария Иванова и Насиб Пириев. Как отмечает фестивальная пресса, игровая притча о «последнем из живущих на Земле ветеранов второй мировой войны» снята российскими режиссером и оператором в Азербайджане с местными актерами.

Как считает Теймур Хаджиев, именно формат совместного производства может помочь кинематографу Азербайджана выйти на мировую арену. «Врозь» спродюсирован азербайджанской компанией Fil Production совместно с немецкой фирмой Color of May. Спонсором ленты выступило министерство налогов Азербайджана.

«Как продюсер я не вкладывал свои средства, – объяснил Хаджиев. – Деньги дало министерство. С условием: в фильме будет исподволь обыгрываться использование кассового чека. В данном случае людей стремятся убедить перейти на цивилизованные стандарты торговых операций. В эпизоде фильма, где бакинский мальчик возвращает в магазин купленный им мяч, продавец спрашивает: а чек у тебя сохранился? Мальчик протягивает чек, и тогда продавец возвращает деньги. Так что для властей кино – хороший способ популяризации в народе важных просветительских задач».

«Врозь» – составная часть проекта серии экспериментальных лент, который Хаджиев затеял вместе с министерством налогов. Сам он по специальности, полученной в Бакинском университете, экономист-кибернетик. Магистратуру по маркетингу закончил в США, в стенах университета Уэст-Тексас A&M. Вернулся в Баку, работал директором по маркетингу нескольких банков и других коммерческих структур. Продюсировал рекламные ролики. Написал сценарий полнометражного документального фильма и как режиссер снял игровую короткометражку «Рана».

«Кино захватило мое воображение, – заметил Хаджиев. – Имена Эйзенштейна, Феллини, Антониони, Мельвиля, Параджанова и, в особенности, Тарковского коренным образом поменяли мое представление о мире. Конечно, переход от бизнеса к творчеству очень нелегкий. Бизнесом я продолжаю заниматься, иначе трудно прожить».

По словам продюсера, он в целом результатом сотрудничества с Энгином Кундагом и Эльмаром Имановым доволен.

«Какие-то части фильма меня восхитили, другие нравятся меньше, – сказал он. – Но в целом это удачный опыт, о чем говорит включение картины в программу Канн. Мой принцип – доверять режиссерам. Я даю им полную творческую свободу».

Впервые в работе Каннского фестиваля участвует представительная делегация кинематографистов Азербайджана. По словам Хаджиева, официальные власти страны не стали спонсировать расходы на делегацию. Их взяла на себя организация «Общество Европа-Азербайджан» (TEAS) со штаб-квартирой в Лондоне, возглавляемая крупным бизнесменом Тале Гейдаровым, членом влиятельного в Азербайджане семейного клана Гейдаровых.

«Название фильма «Врозь» придумал мой брат, он по профессии филолог, – рассказал «Голосу Америки» Эльмар Иманов. – С Энгином (Кундагом) мы учились в киношколе в Кельне. Давно хотели работать вместе, но не было возможности. Он снимал свое, я – свое».

В дипломной работе Энгина Кундага «Арарат», показанной на Берлинском кинофестивале 2012 года, в центре сюжета – непростые отношения между двумя братьями, которых судьба разбросала на долгие годы и свела у свежей могилы отца. Приехавший из Германии один из братьев вмешивается в конфликт другого брата с женой, что приводит к непредсказуемым последствиям.

Диплом Эльмара Иманова «Качели гробовщика» также концентрируется на семейных отношениях. Отец третирует своего юношу-сына, страдающего аутизмом. И только когда врач ставит сыну еще один страшный диагноз, сердце отца оттаивает, и он окружает заботой несчастного парня. Картина получила в 2012 году студенческого «Оскара» в категории работ, представленных иностранными киновузами. На вручении призов Эльмар Иманов развеселил зал, рассказав, что в школе мечтал стать биологом, а его учитель, узнав об этом намерении, бросил ему: «Ни в коем случае!».

«Врозь» состоит из двух новелл, внешне не связанных одна с другой. На фоне многоэтажек Баку разворачиваются будничные истории. В первой мальчик, которого обижают во дворе сверстники и ребята постарше, замысливает месть, которая становится его первым мужским поступком. Во второй мужчина поднимается с женщиной на крышу дома, чтобы взволнованно рассказать драматическую историю его отношений с женой.

«Фильм мы сняли за три дня, без денег и фактически без сценария, – сказал Иманов. – Много импровизировали, пытаясь поддерживать баланс между доходчивостью и артистизмом. Очень старались, чтобы зритель не заскучал. Ведь если зрителю неинтересно, авторское послание, каким бы важным оно ни было, окажется невостребованным. Две истории, совмещаясь в один фильм, призваны создать какое-то новое качество. По крайней мере, так нам хотелось».

Эльмар Иманов переехал в Германию из Азербайджана со своими родителями в 1998 году, когда ему было 13 лет. «То было время беспредела», – говорит он о причинах эмиграции. У него есть немецкий паспорт, но он считает себя азербайджанцем. Его коллега Энгин Кундаг родился в Германии в семье азербайджанцев, приехавших из Турции.

Отвечая на вопрос «Голоса Америки» о перспективах развития национальной азербайджанской кинематографии, Эльмар Иманов упомянул, как обнадеживающий знак, полнометражный игровой фильм «Хамелеон» двух молодых режиссеров Руфата Гасанова и Эльвина Адыгозела, показанный в прошлом году на престижном кинофестивале в Локарно.

«Сейчас появляются новые талантливые люди, – заметил он. – Властям нужно принимать системные решения, в частности, восстановить киностудию в Баку и организовать настоящую киношколу. Сейчас вот запретили показывать по национальному телевидению иностранные сериалы, что привело к позитивным сдвигам. В Азербайджане стали производить свои телесериалы, у кинематографистов появляется практический опыт, наших актеров стали узнавать на улицах, у них теперь есть свои фэн-клубы».

«Восстановить азербайджанское кинопроизводство, пришедшее в упадок после распада Советского Союза, достаточно просто, – считает Теймур Хаджиев. – Деньги есть, как есть и материальная база – съемочные площадки, камеры, монтажные, свет, звук. Нужно смести барьеры, мешающие талантливой молодежи воплощать свои замыслы, то есть признать, что смена поколений – нормальный и здоровый процесс».
XS
SM
MD
LG